Блог / История мировой торговли / 26 марта 2025 года

Датские проливы, или что общего у Гамлета и теневого танкерного флота?

Так называемый «теневой» танкерный флот стал одним из инструментов эффективного преодоления экономических санкций, введенных против нашей страны после начала СВО. С его помощью российская нефть продолжает доставлять покупателям во всем мире, в том числе и в Европе. При этом, согласно данным западных аналитиков, более половины всего объема экспортных поставок черного золота из России идут через Балтику.

Это обстоятельство заставило многих людей в последнее время обновить свои школьные знания в области географии и вспомнить о том, что Балтийское море, за выход к которому яростно сражался в Северной войне Петр I, на самом деле не обеспечивает прямого выхода в мировой океан, поскольку для попадания из Балтики в Северное море необходимо пройти через узкие Датские проливы. Наличие Кильского канала, созданного в конце XIX века как раз в качестве альтернативного маршрута, ничего для нас не меняет, так как он контролируется одним из организаторов санкционного режима – Германией.

В теории это значит, что Запад, в случае проявления непреклонной политической воли, мог бы как минимум вдвое сократить нефтяные доходы российской казны. Дело за малым: надо лишь придумать способ нарушить Копенгагенскую конвенцию 1857 года так, чтобы это не стало причиной начала Третьей мировой войны. 

В декабре 2024 года из-за шторма в Керченском проливе произошло крушение двух танкеров, перевозивших мазут – «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». У первого оторвало носовую часть, а второй получил повреждения и сел на мель. В результате в море вылилось большое количество топлива. Эта авария подсказала властям Евросоюза изящную идею – останавливать и досматривать «теневые» танкеры, многие из которых имеют весьма преклонный возраст, под предлогом, что они могут быть опасны для экологии Датских проливов.

Абсолютно очевидно, что экология – это только предлог. Фактически речь, конечно, идет о поиске доказательств нарушения пресловутого «потолка цен», введенного ЕС в обход всех правил международной торговли, а также о проверке страховых свидетельств судов. Последнее обстоятельство активно лоббируется лондонскими страховщиками, испытывающими сильное беспокойство в связи с усилиями России и других стран мирового большинства по организации собственной, отдельной от Запада экосистемы доставки и страхования грузов.


История вопроса, или при чем тут Гамлет?

Креативная идея еврочиновников оживила старую и основательно забытую историю о сложных дипломатических играх и военных конфликтах вокруг Зундской пошлины. Среди множества торговых сборов, которые когда-либо существовали в Европе, она занимает особое место. Эта пошлина была налогом, который взимался датской короной с каждого судна, проходившего через пролив Эрисунн, соединяющий Балтийское море с Северным (ранее его часто называли Зунд).

История пошлины начинается в 1429 году, когда король Дании Эрик Померанский впервые установил сбор за проход через пролив. Это решение было вызвано двумя основными причинами: во-первых, Дания стремилась укрепить свое влияние на Балтике, а во-вторых, королевская казна нуждалась в стабильном источнике доходов.

Пролив Эрисунн был одним из важнейших морских путей Старого света. Через него шел поток товаров из Северной Европы в Западную, включавший зерно, лес, смолу, железо и многое другое. И этот поток не прекращался даже во время войн и экономических кризисов. Поэтому пошлина стала одним из главных источников пополнения королевской казны.

Размер сбора зависел от типа судна, его тоннажа и груза. Например, крупные торговые суда платили больше, чем небольшие рыболовные шхуны. Интересно, что пошлина могла быть оплачена либо деньгами, либо товарами. Последнее часто использовалось в случае недостатка наличности у капитана.

Перед тем, как ввести пошлину, Эрик Померанский построил в самом узком месте пролива Эрисунн крепость, в которой размещались таможенники и склады для грузов, идущих в уплату сбора. Спустя полтора века король Фредерик II возвел на ее месте один из самых известных и величественных европейских замков эпохи Возрождения – Кронборг.

Именно в нем происходят все основные события пьесы Шекспира «Гамлет». Считается, что великий английский драматург сменил название на «Эльсинор» для того, чтобы сделать его более благозвучным, но все остальные детали повествования определенно указывают на Кронборг. 

Несмотря на кажущуюся логичность введения пошлины, она сильно раздражала Ганзейских союз, Швецию, Голландию, Англию и другие прибрежные государства. Для многих из них сбор становился серьезным финансовым бременем. Особенно это касалось голландцев, которые активно занимались продажей в Западной Европе зерна из Польши и Прибалтики. Пошлина снижала их конкурентоспособность.

Второй причиной недовольства было то, что ведение сбора являлось частью более широкой политики Дании, направленной на укрепление своего влияния в регионе. Это воспринималось как попытка подчинить себе соседние страны и ограничить их экономическое развитие. Кроме того, капитаны судов часто жаловались на произвол чиновников, которые завышали размер пошлины или требовали дополнительные взятки.

Всё это создавало условия для конфликтов, нередко перераставших в войны. Итогом столкновений, как правило, становился временный пересмотр условий или даже отмена пошлины для наиболее удачливых оппонентов. Однако спустя несколько лет, по мере изменения военно-политической ситуации датчане возвращали всё на свои места, а нередко даже увеличивали размер сбора, с лихвой компенсируя себе все потери.

Так было вплоть до середины XIX века, когда все главные европейские державы, имеющие отношение к торговле на Балтике, решили раз и навсегда прекратить датские поборы. Потерпевшая к тому времени несколько военных поражений и существенно ослабленная Дания уже не могла сопротивляться. В итоге 26 марта 1857 года в Копенгагене был подписан знаменитый «Трактат об отмене пошлин, взимаемых с купеческих судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов».

Мы решили привести почти полный текст первой статьи документа, который действует и поныне, для того, чтобы вы могли убедиться в обоснованности позиции наших дипломатов по вопросу о возможном задержании и досмотре наших судов:

«Их величества Император Всероссийский, Император Австрийский, Король Венгерский и Богемский, Король Бельгийцев, Император Французов, Королева Соединенного Королевства Великобританского и Ирландского, Король Ганноверский, их королевские высочества: Великий Герцог Мекленбург-Шверинский, Великий Герцог Ольденбургский; их величества: Король Нидерландский, Король Прусский, Король Шведский и Норвежский и Сенаты Вольных Ганзеатических городов Любека, Бремена и Гамбурга, с одной стороны, и его величество Король Датский, – с другой… условились о нижеследующем:

Статья 1

Его величество Король Датский обязуется пред их величествами... их королевскими высочествами... их величествами и сенатами Вольных Ганзеатических городов…, которые на таковые обязательства соглашаются:

Не взимать никаких таможенных, ластовых, маячных, бакенных или каких бы то ни было других сборов с корпуса или с груза судов, которые на пути из Немецкого моря в Балтийское или наоборот будут плыть через Бельты или Зунд, без различия будут ли они только проходить через Датские воды или же какими-либо относящимися к мореходству обстоятельствами или торговыми операциями будут вынуждаемы бросать в оных якорь или оставаться на время. Никакое судно не может отныне под каким бы то ни было предлогом при проходе через Зунд или Бельты быть подвергаемо задержанию или какой-либо остановке. Но его величество Король Датский положительно предоставляет Себе право установить посредством отдельных договоров, не сопряженные, впрочем, с осмотром и задержанием, финансовые и таможенные меры относительно судов, принадлежащих Державам, которые не приняли участия в настоящей Трактате».

Очевидно, что ссылка на принадлежность «теневых» танкеров к юрисдикции стран, не подписавших Трактат, не дает датчанам права их задерживать и досматривать, и Дания, несмотря на давление из Брюсселя, предпочитает не нарушать условия Копенгагенского трактата. Во всяком случае пока. Что будет дальше сильно зависит от того, чем завершатся военные действия на территории Украины, какими будут условия мирного соглашения и какова будет архитектура отношений между Россией, Соединенными Штатами и европейскими государствами после окончания конфликта.