Новости международной логистики, торговли и грузовых перевозок

29 марта 2024 года

Утвержден проект строительства высокоскоростной автомагистрали Санкт-Петербург – Владивосток

Сегодня правительство России утвердило проект строительства высокоскоростной автомобильной дороги, которая протянется от Санкт-Петербурга до Владивостока. Отдельные участки будущей многополосной трансконтинентальной магистрали уже существуют, на других строители в ближайшее время начнут заниматься прокладкой подъездных путей и созданием обходов крупных городов. На пресс-конференции после заседания коллегии Минтранса вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал о некоторых деталях проекта:

– Участок от Санкт-Петербурга до Москвы, включая обход Твери, будет запущен уже 17 июля этого года. Трасса до Казани полностью готова. До конца нынешнего года мы планируем доехать до Екатеринбурга, одновременно продолжаем работу на участке Екатеринбург – Тюмень. Параллельно с этим мы ведем работу по обходу городов, например, Тюмени и Омска, занимаемся расширением федеральных дорог с двух до четырех полос. То есть мы разложили всю дорогу по интенсивности, разложили по деньгам, и до 2030 года везде, где есть узкие места, которые являются лимитирующими, мы планируем завершить работы.
28 марта 2024 года

В 2023 году по Северному морскому пути было перевезено 36 миллионов тонн грузов

Согласно отчету Минтранса России, объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2023 году составил рекордные 36,25 миллиона тонн, что в пять раз больше лучших показателей советского времени. Заместитель председателя правительства РФ Александр Новак, отвечающий за развитие маршрута, считает, что в следующем году по нему будет перевезено как минимум на 10% грузов больше.

«Мы рассчитываем, что на 2024 год мы должны выйти на уровень около 40 миллионов тонн. Транзит, возможно, будет несколько больше, чем в 2023 году. В прошлом году было 2,1 миллиона тонн, а в 2024-м будет около 2,5–3 миллионов тонн. Львиную долю составят перевозки нефти и газа с сырьевых проектов, которые реализуются в арктической зоне России. Также планируется перевозить продукцию «Норникеля», везти транзитом другие грузы на восток СМП из Мурманска», — отметил вице-премьер.
27 марта 2024 года

Россия поддержала инициативу создания зерновой биржи БРИКС

В ближайшее время на зерновом рынке грядут кардинальные перемены. Россия и другие страны, входящие в состав БРИКС, намерены создать собственную зерновую биржу. По сути это будет означать конец безраздельного доминирования на мировом рынке зерна западных и в первую очередь американских компаний.

Зерновая биржа стран БРИКС объединит крупнейших в мире покупателей и экспортеров зерновых культур. По данным министерства сельского хозяйства РФ, в прошлом году на страны-члены БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) пришлось около 42% мирового производства (почти 1,2 миллионов тонн) и 40% мирового потребления. В этом году с учетом Саудовской Аравии, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана и Эфиопии объем производства зерна в блоке составит более 1,24 миллиардов тонн, а потребление — 1,23 миллиардов тонн.
20 марта 2024 года
В этот день 20 марта 1914 года американский инженер Август Чарльз Фрюхауф представил изобретенный им автомобильный полуприцеп, с которого началось триумфальное шествие этого вида транспорта по планете.

Кто изобрел автомобильный полуприцеп?

Одним из самых ярких инженерных озарений ХХ века в области грузовых перевозок стало изобретение полуприцепа. Как появилась идея его создания, и почему он так стремительно завоевал популярность, оттеснив обычный прицеп на второй план?
13 марта 2024 года

В апреле в России заработает национальная цифровая транспортно-логистическая платформа

Начиная с 1 апреля в Российской Федерации начнется тестирование национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). На первом этапе с ее помощью можно будет отслеживать грузопотоки в морских портах. Далее в течение девяти месяцев планируется поэтапно запустить в работу четыре сервиса: «единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов; цифровой профиль участника платформы; предоставление информации о движении грузов (прослеживаемость); предоставление информации о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры.

В 2025 – 2026 годах должны войти в строй еще восемь сервисов и подсистем к НЦТЛП, с тем чтобы в первом квартале 2027 года запустить всю систему в опытную эксплуатацию. В базовую архитектуру НЦТЛП войдет портал сервисов для взаимодействия с федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления. Для этого будет налажен обмен данными с инфосистемами налоговой и таможенной служб, КПС «Портал Морской порт», госсистемой электронных перевозочных документов, Госуслугами и т.п. Также запланирована интеграция НЦТЛП с зарубежными логистическими платформами. Пока рассматриваются китайская LOGINK, индийская ULIP и ИИС ЕАЭС.
29 февраля 2024 года

В развитии БАМа и Транссиба мы в свое время «зевнули», но теперь должны наверстать и наверстаем

Сегодня Владимир Путин выступил с очередным посланием Федеральному собранию. Вот, что он сказал по поводу развития инфраструктуры в нашей стране:

– Основой транспортного коридора «Север – Юг», который свяжет Россию со странами Ближнего Востока и Азии, станут не только автомобильные маршруты, но и бесшовное железнодорожное сообщение на всем протяжении от наших портов на Балтике и Баренцевом море до побережья Персидского залива и Индийского океана. Мы будем наращивать пропускную способность железных дорог в южном направлении, что позволит активно использовать портовые мощности Азовского и Черного морей.

Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог – БАМа и Транссиба. В свое время мы, извините за моветон, «зевнули» немножко, вовремя кое-что не сделали, ну ладно – теперь должны наверстать и наверстаем. До 2030 года их пропускная способность возрастет со 173 до 210 миллионов тонн в год. Одновременно должны получить развитие и порты Ванино и Советская Гавань.

В зоне особого внимания – дальнейшее развитие Северного морского пути. Мы приглашаем зарубежные логистические компании и государства активно использовать возможности этого глобального транспортного коридора. В прошлом году по нему прошло 36 миллионов тонн груза. Обращаю Ваше внимание, коллеги: это в пять раз больше рекордного показателя во времена Советского Союза – в пять раз! Обеспечим круглогодичную навигацию на Севморпути. Будем увеличивать обороты наших северных портов, включая Мурманский транспортный узел, и, конечно, наращивать арктический флот, – отметил в своем выступлении президент России.
20 февраля 2024 года
Сегодня специалисты группы компаний «Бамтоннельстрой-Мост» завершили проходку нового (второго) Дуссе-Алиньского тоннеля протяжённостью 1824 метра. Бригады тоннельщиков сошлись на 950-м метре со стороны восточного портала. Министр транспорта России Виталий Савельев, принимавший участие в торжественной церемонии, сказал: «Символично, что сбойка тоннеля проходит в год 50-летия с начала строительства БАМа».

Трое суток секса за ударный труд, или как строили Дуссе-Алиньский тоннель

Первые строительные работы на БАМе стартовали в 1932 году, а не в 1974-м, от которого обычно ведут отсчет истории магистрали. Однако в советское время об этом предпочитали стыдливо умалчивать потому, что подавляющую часть рабочих и значительную часть инженеров на строительстве дороги в 1930-40-х годах составляли заключенные. Для того, чтобы мотивировать их трудиться ударными темпами, руководство лагерей порой шло на весьма неординарные меры.
19 февраля 2024

Доходы Египта от проводки судов по Суэцкому каналу сократились вдвое

Сегодня, выступая на открытии Международной энергетической выставки-шоу EGYPES-2024, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявил о том, что Суэцкий канал, являющийся одним из главных источников доходов страны, в последнее время дает в два раза меньше денег, чем прежде.

– Ситуация в секторе Газа и связанные с ней события сказываются и на Египте: в частности, Суэцкий канал раньше приносил не менее десяти миллиардов долларов каждый год, однако сейчас мы наблюдаем снижение доходности на 40-50%, – отметил египетский лидер.

По данным руководителя управления Суэцкого канала Усама Рабиа, в январе доходы канала сократились на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество судов, прошедших по Суэцкому каналу, снизилось на 30% при уменьшении тоннажа на 41%. В целом из-за атак йеменских хуситов на суда в Красном море объем мировой торговли сократился более, чем на процент. Сейчас среднее число контейнеров, ежедневно перевозимых по Красному морю, не превышает 200 000 штук, в то время, как в октябре 2023-го по этому маршруту каждый день доставлялось более 500 000 контейнеров.
15 февраля 2024 года

Мурманский порт принял первое судно типа Panamax

Пресс-служба «Национальной транспортной компании» сообщила, что отныне Мурманский морской торговый порт может принимать суда класса Panamax. Сегодня к нему причалило первое такое судно – «AYTEN CEBI», плавающее под флагом Мадейры. Для того, чтобы это стало возможно, проектную глубину одного из причалов увеличили до 12,35 метра, а длину причальной линии – до 284 метров. В реализацию проекта было инвестировано 3,6 миллиардов рублей.

Причал №2, о котором идет речь, был построен в 1916 году и реконструирован в 1962 году. На момент начала работ причал не эксплуатировался уже на протяжении десяти лет. Проведенная вторая реконструкция позволила увеличить мощность причала до 5 миллионов тонн в год.
12 февраля 2024 года

Европейский центробанк боится импортозамещения

На сайте ЕЦБ опубликован доклад «Макроэкономические последствия переориентации глобальных цепочек поставок», посвященный исследованию среднесрочных и долгосрочных эффектов импортозамещения в Европе. Отвечая на протекционистские меры со стороны Соединенных Штатов и Китая, руководство ЕС взяло курс на стимулирование внутреннего производства с целью отказаться от ввоза извне некоторых видов промышленной продукции.

При этом негативные последствия, которые может вызвать импортозамещение, пугает еврочиновников едва ли не больше, чем риск остаться в какой-то момент без нужных китайских или американских товаров. «Попытка снизить зависимость от иностранных поставщиков и дополнительно стимулировать внутреннее производство в Европе может обернуться не только крупными тратами «переходного периода», но и долгосрочным негативом – от ускорения инфляции до сокращения объема глобальной торговли» – отмечается в документе.
26 января 2024 года
Сегодня на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась закладка универсального атомного ледокола «Ленинград». Судно будет построено в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути» и станет пятым серийным или шестым по счету атомным ледоколом проекта 22220.

Кто и когда построил первый в мире ледокол?

На сегодняшний день Россия обладает самым мощным и многочисленным ледокольным флотом в мире. И только у нас в распоряжении есть атомные ледоколы. А с чего всё начиналось? Когда в нашей стране появился первый ледокол?
19 января 2024 года

Йеменские хуситы атаковали американский танкер Chem Ranger в Аденском заливе

Вчера около 21:00 по местному времени в Аденском заливе произошла ракетная атака на принадлежащий Соединенным Штатам танкер Chem Ranger. Сообщение об обстреле судна баллистическими ракетами размещено в официальном аккаунте Центрального командования Пентагона в социальной сети X. Инцидент произошел в 87 милях юго-восточнее йеменского порта Эль-Мукалла. По данным американских военных, ракеты упали в воду, не причинив судну никакого вреда.

Йеменский телеканал Al Masirah со ссылкой на военное руководство движения «Ансар Аллах» распространило информацию о том, что ракеты, выпущенные по танкеру, перевозящему горючее для нужд армии США, попали в цель. Вне зависимости от того, чьи сведения верны, сам факт обстрела нефтеналивного судна на важнейшем транспортном маршруте несомненно добавит аргументов в пользу временного отказа от использования Суэцкого канала.
12 января 2024 года

Атаки йеменских хуситов привели к удвоению ставок морского фрахта

Газета «Financial Times» со ссылкой на аналитиков лондонской судоходной компании Clarksons, опубликовала информацию о том, что число контейнеровозов в устье Красного моря, которые следуют в Суэцкий канал или из него, в первую неделю января сократилось на 90% в годовом выражении. Одновременно с этим, кратно возросло количество судов, идущих в обход Африки. Если 21 декабря 2023 года по этому маршруту двигалось 155 судов вместимостью 1,9 млн TEU, то по данным на 9 января 2024 года вдоль мыса Доброй Надежды шло уже 364 контейнеровоза вместимостью 4,2 млн TEU.

Удлинение пути привело к росту сроков доставки из Азии в Европу с семи до двадцати дней, а также к удвоению ставок фрахта. К примеру, цена доставки контейнера из Шанхая в Роттердам увеличилась с 1 667 долларов США в декабре 2023 года до 3 577 долларов в январе 2024-го, а стоимость транспортировки контейнера из Шанхая в Геную выросла с 1 956 до 4 178 долларов.
10 января 2024 года

Правительство России планирует кратно увеличить протяженность и количество беспилотных коридоров

Агентство «РИА Новости» со ссылкой на зампреда российского правительства Дмитрия Чернышенко сообщило о том, что к 2030 году протяженность беспилотных коридоров в нашей стране вырастет до 19,5 тысяч километров. Их число также планируется увеличить. На сегодня в России действует девять экспериментальных режимов для тестирования беспилотных систем: три наземных и шесть авиационных.

Первым этапом проекта «Беспилотные логистические коридоры» стал запуск автономных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева». По ней беспилотные грузовики уже прошли около шестисот тысяч километров без единой аварии и перевезли более десяти тысяч тонн грузов. Дальнейшее активное внедрение грузовых дронов, по расчетам Минтранса, должно привести к увеличению на 25% средней скорости коммерческих перевозок и к снижению себестоимости транспортировки грузов, что, в свою очередь, позволит кратно увеличить долю России в перевозках на маршруте «Китай – Европа».
1 января 2024 года

В Красном море горит контейнеровоз компании Maersk

Йеменские хуситы сделали своеобразный новогодний подарок руководству Maersk, да и всем грузоперевозчикам, использующим маршрут через Суэцкий канал. В субботу вечером они атаковали контейнеровоз Hangzhou, принадлежащий датской компании. Контейнеровоз шел под флагом Сингапура.

Примерно в 20:30 по местному времени, когда судно находилось в южной части Красного моря, с территории, контролируемой движением «Ансар Аллах», была выпущена баллистическая ракета, которая попала в контейнеровоз, вызвав сильный пожар. Начиная с 19 ноября 2023 года, это была уже двадцать третья атака хуситов на коммерческое судно, связанное, по их мнению, с Израилем.
30 декабря 2023 года
В этот день 30 декабря 1937 года Силван Голдман, владелец сети универсальных продуктовых магазинов в штате Оклахома придумал конструкцию первой в мире продуктовой тележки.

Продуктовая тележка: история главного символа революции в розничной торговле

Как стать мультимиллионером, имея скромный стартовый капитал или вообще начав с нуля? Отличный пример того, как это можно сделать, продемонстрировали предприниматель Силван Голдман и инженер Орла Уотсон, сумевшие перевести процесс продуктового шоппинга из категории «тяжелый физический труд» в категорию «развлечение» и заработавшие на этом огромное состояние. Именно благодаря этим двум сообразительным джентльменам в супермаркетах появились знакомые нам всем продуктовые корзины на колесах.
29 ноября 2023 года

Доктрина Монро возвращается: Аргентина официально отозвала заявку на вступление в БРИКС

Прошел всего месяц с небольшим после избрания Хавьера Милея на пост президента Аргентины, а страна уже покидает объединение БРИКС, полноправным участником которого она стала 24 августа нынешнего года наряду с Ираном, Саудовской Аравией, Египтом, Эфиопией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Сегодня Буэнос-Айрес официально уведомил руководство государств БРИКС о своем решении. В письмах, которые были направлены президенту России Владимиру Путину, председателю КНР Си Цзиньпину, президенту Бразилии Луису Инасиу Луле да Силве, премьер-министру Индии Нарендре Моди и президенту ЮАР Сирилу Рамафосе, сказано, что новые власти Аргентины «в настоящее время считают нецелесообразным свое участие в объединении». Поддержанный американцами и настроенный на сотрудничество исключительно с США новоизбранный аргентинский лидер выполняет обещание, данное в ходе предвыборной кампании.
21 декабря 2023 года

Скоростная автомобильная трасса Москва – Казань полностью открыта

Сегодня Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в церемонии открытия завершающих участков автомобильной дороги М-12 «Восток» до Казани. Строительство скоростной автомобильной дороги между Москвой и Казанью протяженностью 810 километров завершено на семь месяцев раньше срока. Благодаря новой автостраде время в пути от Москвы до столицы Татарстана сократится с двенадцати до шести с половиной часов.

Федеральная трасса М-12 «Восток» Москва – Казань – Екатеринбург – Тюмень, общая протяженность которой составит 1980 километров, является одним из основных участков международного транспортного маршрута «Россия». В 2024 году магистраль планируется продлить до Екатеринбурга, а в 2025-м – до Тюмени.

– Сегодня мы делаем еще один важный шаг в развитии трассы М-12 «Восток», которая станет частью международного, евразийского транспортного маршрута «Россия». Трасса проходит через Московскую, Нижегородскую, Владимирскую области, Республику Чувашию и, конечно, через Татарстан и, безусловно, повысит их инвестиционную привлекательность, будет способствовать созданию рабочих мест, строительству жилья, открытию и росту компаний в промышленности, в сельском хозяйстве, в логистике, в сфере услуг. Так всегда бывает: дорога появляется, и сразу жизнь бьет ключом, – отметил президент России.
18 декабря 2023 года

Министерство обороны США объявило о начале операции по защите судоходства в Красном море и Аденском заливе

Сегодня министр обороны Соединенных Штатов Ллойд Остин объявил о начале проведения операции «Страж процветания», целью которой будет защита, а если потребуется, то и разблокировка, судоходства в Красном море и Аденском заливе. В состав коалиции, собранной американцами, вошли двадцать государств, хотя военные корабли пока согласились предоставит только три из них. Помимо Америки, представленной тремя эсминцами типа Arleigh Burke, в патрулировании примет участие британский эсминец HMS Diamond, а также греческий фрегат.

Поводом для проведения операции стали нападения йеменских хуситов на десять коммерческих судов, принадлежащих израильским бизнесменам или направлявшихся в израильские порты. В результате этих атак четыре из пяти крупнейших мировых контейнерных линий – CMA CGM, MSC, Maersk и Hapag-Lloyd, на которые приходится более половины всей контейнерной вместимости, заявили о временном прекращении транспортировки грузов через Суэцкий канал.
12 декабря 2023 года

На автозаводе в Калуге, вместо тягачей Volvo, будут выпускать грузовики под маркой Next

Судьба калужского автомобильного завода АО «Автомобильное моторное общество» (АМО) группы «Промышленные инвестиции», который ранее занимался выпуском грузовиков Volvo Trucks, прояснилась окончательно. Предприятие займется изготовлением крупнотоннажных грузовых автомобилей под брендом Next. Они будут собираться из машинокомплектах автомобилей «Урал», поставляемых в Калугу из города Миасса Челябинской области.

– Сегодня со всей ответственностью я могу констатировать, что завод на 100% готов к полноценной работе, все необходимые подготовительные мероприятия завершены, – подчеркнул генеральный директор «Промышленных инвестиций» Андрей Александров в интервью телеканалу «Россия», добавив, что «ожидается расширение номенклатуры выпускаемой продукции в партнерстве с российскими и китайскими автоконцернами, локализация иностранных машин и компонентов, а также создание нового бренда российских грузовиков».
2 декабря 2023 года
Ровно 200 лет назад, 2 декабря 1823 года президент Джеймс Монро выступил с ежегодным посланием Конгрессу, в котором впервые открыто заявил о желании Соединенных Штатов иметь свою сферу влияния в Западном полушарии, чем вызвал шквал возмущения значительно более мощных европейских великих держав.

Доктрина Монро – 200 лет с момента первой американской заявки на статус сверхдержавы

Что такое доктрина Монро, как она появилась, почему ее называют одной из основ американской внешней политики, и что из этого текста имеет смысл взять на вооружение нам в связи с желанием создать, а точнее воссоздать, собственную сферу политико-экономического влияния?
27 ноября 2023 года

Армения богатеет на реэкспорте

Евразийский банк развития опубликовал прогноз роста экономики Армении в 2023 году. Согласно документу, ВВП страны увеличится по итогам нынешнего года на 7,5%, что будет рекордным показателем для государств ЕАЭС. База этого роста была заложена еще в 2022 году, за двенадцать месяцев которого товарооборот между Россией и Арменией вырос на 96%, по сравнению с предыдущим годом, достигнув уровня в 140 миллиардов рублей.

При этом как в прошлом, так и в этом году главным драйвером роста двусторонней торговли является реэкспорт европейских товаров. К примеру, экспорт автомобилей из Армении в Россию после начала СВО вырос в 225 раз. В интервью агентству Armenpress заместитель министра финансов Армении Ваан Сирунян отметил: «За девять месяцев 2023 года почти 85-процентному росту экспорта товаров в Россию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ощутимо способствовал реэкспорт – около 80,6 процентного пункта. Экспорт товаров армянского происхождения способствовал росту всего на 4,4 процентного пункта».
25 ноября 2023 года

Босфор не справляется с ростом потока грузовых судов

Информационное агентство Deniz Haber Ajansi опубликовало интервью министра транспорта и инфраструктуры Турции, Абдулкадира Уралоглу, в котором чиновник предупредил о том, что в течение трех – четырех лет время ожидания прохода грузовых судов через Босфор увеличится с нынешних четырнадцати часов до четырех – пяти дней. Многие наблюдатели сочли это заявление вкладом в продвижение идеи об ускорении строительства Стамбульского канала, который должен разгрузить Босфор. Однако есть и объективные причины для такой пессимистичной оценки.

Число морских терминалов в Турции за последние двадцать лет увеличилось в полтора раза – со ста сорока девяти в 2002 году до двухсот семнадцати в 2023-м. Грузооборот турецких портов в прошлом году составил более 540 миллионов тонн. Согласно прогнозам экспертов, несмотря на некоторое снижение в нынешнем году, поток грузов через турецкие порты в ближайшие пять лет может вырасти на 20 – 25 %, что несомненно приведет к пробкам на Босфоре.
21 ноября 2023 года

Интерес Китая к Севморпути растет на фоне конфликта в секторе Газа

После начала военной операции израильской армии в секторе Газа резко возросла опасность блокирования основных грузовых маршрутов, проходящих через Ближний Восток. Поначалу многие эксперты скептически отнеслись к возможности повторения событий 1967 года, когда движение по важнейшей транспортной магистрали было перекрыто на восемь лет. Однако после захвата йеменскими хуситами грузового судна Galaxy Leader стало ясно, что судоходство в ближневосточном регионе находится под угрозой.

На этом фоне целый ряд китайских чиновников и дипломатов синхронно высказались за более активное использование Севморпути. В частности, заместитель директора Института международных отношений при Китайском народном университете Цзинь Цаньжун заявил: «Что касается Северного морского пути, то мы, конечно же, надеемся на этот новый маршрут доставки грузов между Европой, Россией и Восточной Азией. Потому что сейчас у нас есть только путь через Суэцкий канал, но это очень опасно, особенно когда продолжается кризис в Газе, который является большой опасностью для Суэцкого канала».
12 ноября 2023 года

Правительство России продолжит вкладывать средства в развитие беспилотных грузовых перевозок

Сегодня заместитель министра финансов РФ Ирина Окладникова сообщила о том, что правительство продолжит субсидировать эксперимент по перевозке грузов на полубеспилотных автомобилях по трассе М-11 «Нева». В 2024 году количество полудронов увеличится еще как минимум на двенадцать машин.

Первые беспилотники поехали по трассе М-11 в июне этого года. Они созданы на базе магистрального тягача «Камаз-54901» и оснащены системами связи, навигации, технического зрения и обработки входящей информации. В принципе, принимающие участие в пробных поездках дроны могут двигаться (и уже двигаются) абсолютно автономно. Однако, согласно условиям эксперимента, на случай нештатных ситуаций, в кабине каждого грузовика в обязательном порядке находится водитель. Оттого эти машины и называют «полубеспилотными».
23 октября 2023 года

Цифровая платформа «Мой экспорт» объединит все меры господдержки для росийских экспортеров

Выступая на форуме «Сделано в России», генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина сообщила, что на цифровой платформе «Мой экспорт» отныне будут аккумулированы все меры государственной поддержки для российских экспортеров, которые предоставляются как на федеральном, так и на региональном уровне.

– Это будет обеспечено за счет интеграции информационной системы «Одно окно для экспортера» и информационных систем регионов. Такую бесшовную интеграцию мы уже сделали для экспортеров Московской области. И теперь они из личного кабинета своего информационного ресурса «Инвестпортал» видят также дополнительные меры, которые предоставляются РЭЦ. В ближайшее время подобная интеграция будет осуществлена с Санкт-Петербургом, плюс еще семь регионов России выразили желание подключиться к проекту – отметила госпожа Никишина.
18 октября 2023 года

Владимир Путин озвучил впечатляющие перспективы развития транспортной инфраструктуры в России

Сегодня президент России выступил перед гостями форума «Один пояс, один путь» в Пекине, подробно остановившись на перспективных планах транспортного освоения территории нашей страны, которое вместе с реализацией китайского проекта «Пояс и путь» должно создать «единый транспортно-логистический каркас» Евразийского континента. Задачи подобного масштаба не ставились даже в советское время.

– В европейской части России мы формируем международный коридор «Север – Юг», связывающий российские порты на Балтике и в Арктике с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана. На всём маршруте – от нашего северного города Мурманска до иранского Бендер-Аббаса – будет обеспечено, как говорят специалисты, бесшовное железнодорожное сообщение.

Ещё один транспортный меридиан с Севера на Юг пройдёт через Уральский регион России и Сибирь. Его ключевые элементы – это модернизация центрального участка Транссиба, включая Западно-Сибирскую железную дорогу на территории наших областей – Омской области, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края – это всё регионы Сибири России. Это также строительство Северного широтного хода, как мы его называем, – это ещё одна железнодорожная ветка с выходом к портам Северного Ледовитого океана и полуострова Ямал на севере российского Красноярского края – и новой Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Ханты-Мансийского автономного округа России до её стыковки с нашей крупнейшей железнодорожной сетью, с Транссибом и Байкало-Амурской магистралью.

Одновременно работаем с зарубежными партнёрами над прокладкой железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в южном направлении – в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов.

И наконец, ещё один коридор от Арктики на Юг мы планируем на Дальнем Востоке, его элементы также формируются. Это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур – это огромные сибирские реки, Тихоокеанская железная дорога, модернизация автомобильных трасс, создание глубоководных терминалов на восточном участке Северного морского пути.

Все эти транспортные коридоры с Севера на Юг – в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке – открывают возможность напрямую соединить, интегрировать Северный морской путь с крупными логистическими узлами на юге нашего континента, на побережье Индийского и Тихого океанов, – отметил Владимир Путин.
13 октября 2023 года

Польша и Финляндия хотят наглухо отгородиться от России фортификационными сооружениями

Пресс-служба Пограничной стражи Польши сообщила о вводе в строй двухсоткилометрового электронного заграждения, созданного на всем протяжении государственной границы с Калининградской областью России. «Барьер защищает весь сухопутный участок границы с Калининградской областью. Это самая современная система в Европе, включающая несколько тысяч камер и другого оборудования», – отметил официальный спикер Straż Graniczna. Строительство началось весной 2023 года. Бюджет проекта засекречен, но по данным польской прессы один только проект «электронной стены» обошелся в 82 миллиона долларов.

Об аналогичных планах, но с еще большим размахом, заявили в правительстве Финляндии. Еще недавно нейтрально-дружественное государство собирается возвести на границе с нашей страной не только забор с электронными системами наблюдения, но и целую сеть опорных фортификационных пунктов, «в частности, для предотвращения миграции в целях политического давления», как сказано в комментарии пресс-службы финского правительства.
10 октября 2023 года

Правительство подгоняет Росавтодор

Премьер-министр России на встрече с руководителем Росавтодора Романом Новиковым потребовал четкого соблюдения сроков строительства и реконструкции опорной сети дорог. В ответ на информацию о том, что 85% сети планируется довести до нормативного состояния лишь в 2027 году, Михаил Мишустин отметил: «Закон устанавливает более сжатые сроки для формирования опорной сети. Основные мероприятия должны быть закончены к лету следующего года».

Упомянутый закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан Владимиром Путиным 24 июля нынешнего года. Помимо четкого срока завершения работ – 1 сентября 2024 года, в законе впервые введено само понятие «опорной сети дорог» и перечислены критерии для присвоения магистралям соответствующего статуса.
3 октября 2023 года
В этот день 3 октября 1770 года из Лахты на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге был доставлен Гром-камень, ставший пьедесталом для «Медного всадника» – знаменитого памятника Петру Великому работы французского скульптора Этьена Фальконе.

Перевозка постамента для Медного всадника: проектная логистика в эпоху Екатерины II

Уникальная операция по доставке в Петербург Гром-камня, ставшего пьедесталом для «Медного всадника», вошла в историю проектной логистики.
23 сентября 2023 года

Правительство Петербурга определилось с местом под строительство терминала ВСМ

Комиссия по внесению изменений в генеральный план Санкт-Петербурга утвердила место под сооружение терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). Объект будет находится в районе Невского проспекта, 85А, Лиговского проспекта, 50, и севернее Атаманской улицы, 9А. Обозначенная в документе функциональная зона выделена под возведение оконечного пассажирского терминала со всеми железнодорожными подходами к нему.

Также планируется реконструкция горловины и перронного парка станции в целях обеспечения приема и отправления поездов дальнего следования. Локация выбрана, исходя из необходимости соединить планируемый терминал с существующей железнодорожной инфраструктурой. Времени на строительство дано немного. Запуск ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом запланирован на 2028 год.
19 сентября 2023 года

Суммарная мощность морских портов СМП за следующий год увеличится в два с лишним раза

Сегодня на 17-й международной конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «Нева-2023» заместитель директора дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Максим Кулинко объявил о том, что суммарная мощность морских портов Северного морского пути, которые находятся в управлении ГК «Росатом», возрастет в ближайший год более чем в два раза, благодаря введению новых портов. В 2023 году готовится к вводу в действие угольный порт «Енисей», в 2024 году – нефтяной терминал в бухте Север и мощности ПАО «Новатэк» по отгрузке сжиженного природного газа.

– В этом году суммарная мощность морских портов составит 36 миллионов тонн. В 2024 году мы должны выйти уже на 83 миллиона тонн. Нами подготовлен новый федеральный проект, он называется «Круглогодичный Севморпуть до 2030 года». Если он будет реализован, то к 2030 году суммарная мощность его морских портов достигнет уже 115 миллионов тонн, – отметил господин Кулинко.
13 сентября 2023 года

Россия и Северная Корея будут развивать совместные логистические проекты

Сегодня на космодроме Восточный прошли переговоры между Владимиром Путиным и руководителем КНДР Ким Чен Ыном, который прибыл в нашу страну с официальным визитом. После завершения встречи с северокорейским лидером президент России дал короткий комментарий ведущему программы «60 минут» Евгению Попову, упомянув в частности железнодорожную линию Хасан – Раджин и порт Раджин, которые были реконструированы в период с 2008 по 2014 год при участии РЖД:

– Начало хорошее, очень продуктивное. Состоялся очень откровенный обмен мнениями по ситуации в регионе, по двусторонним отношениям. У нас очень много интересных проектов. Если некоторые вещи вспомнить: это и транспортное сообщение, и логистика – имеется в виду и железная дорога, и автомобильная дорога, имеется в виду возобновление работы морского порта, где можно сделать очень хороший логистический треугольник: железная дорога, порт, автомобильная дорога на Китай. Здесь можно в разы увеличить объемы перевозок, что очень важно в целом», – отметил российский президент.
11 сентября 2023 года

Россия наращивает темпы строительства судов для перевозки углеводородов

Сегодня на судостроительном заводе «Звезда» в Большом Камне с участием президента России состоялась церемония присвоения имен двум новым арктическим танкерам ледового класса. Первое судно – единственный в мире по своим характеристикам танкер-челнок усиленного ледового класса ARC6 «Валентин Пикуль», предназначенный для перевозки нефти по Северному морскому пути. Благодаря высокому ледовому классу, челнок сможет без ледокольного сопровождения осуществлять навигацию в разряженных однолетних льдах при толщине до 1,1 метра в зимне-весеннюю навигацию, и до 1,7 метра – в летне-осеннюю.

Второе судно – танкер-газовоз ледового класса ARC7 «Алексей Косыгин», который является первым из трех судов, строящихся на ССК «Звезда» в интересах ПАО «Новатэк» и ПАО «Совкомфлот» для проекта «Арктик СПГ-2». Судно способно работать в арктических условиях, самостоятельно преодолевая лед толщиной свыше 2 метров. Всего в портфеле заказов «Звезды» более полусотни судов, включая самый мощный в мире ледокол «Лидер», который обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.
9 сентября 2023 года
Сегодня 9 сентября исполняется 75 лет с момента основания Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) или Северной Кореи, как ее часто называют.

Северная Корея: старый друг лучше новых двух?

Корейская Народно-Демократическая Республика, появившаяся на карте мира по воле Советского Союза, на сегодняшний день уже просуществовала на шесть лет дольше, чем СССР. В чем секрет феноменальной устойчивости коммунистической династии Кимов, почему Северную Корею называют «партизанским государством» и какие сферы сотрудничества с этой страной сегодня являются самыми перспективными?
25 августа 2023 года
Сегодня генеральным директором Объединенной судостроительной компании (ОСК) был назначен бывший первый зампред правления банка ВТБ Андрей Пучков, а на пост председателя совета директоров ОСК был избран председатель правления ВТБ Андрей Костин. Они сменили Алексея Рахманова, руководившего ОСК с 2014 года, и Георгия Полтавченко, возглавлявшего совет директоров с 2018 года.

Эти кадровые перестановки стали первым шагом на пути реализации решения о передаче ОСК под управление банка ВТБ. Задача поставлены амбициозные. По замыслу российского правительства, новая команда должна навести порядок в финансах и внутрикорпоративном взаимодействии между многочисленными предприятиями, входящими в состав ОСК, увеличить объем производства востребованных на рынке судов и превратить судостроительную отрасль из дотационной в прибыльную.

Венецианский Арсенал: секреты успеха крупнейшей судоверфи Европы

Впервые в истории человечества прибыльное массовое производство судов было организовано в Венеции в начале XII века. В 1104 году, по решению дожа Орделафо Фальера, был заложен знаменитый венецианский Арсенал – самая большая судоверфь Старого света. Со временем он разросся до 45 гектаров и оставался крупнейшим промышленным комплексом Европы на протяжении более 500 лет. В чем состояла уникальность Арсенала, и как венецианцы умудрялись спускать на воду по одной полностью оснащенной галере каждые три дня, а во время военных кризисов – по семь галер ежедневно?
22 августа 2023 года

Транспортный коридор «Север – Юг» и Северный морской путь остаются двумя главными логистическими приоритетами в стратегии России

Сегодня Владимир Путин выступил с видеообращением к гостям и участникам Делового форума БРИКС. Особое внимание президент России уделил вопросам логистики: «Россия активно переориентирует транспортно-логистические потоки на надёжных зарубежных партнёров, в том числе из государств БРИКС. Среди наших флагманских проектов – Северный морской путь и новый международный транспортный коридор «Север – Юг». Эти две сквозные артерии призваны обеспечить кратчайшие и наиболее экономически оптимальные торговые пути, связывающие крупные промышленные, сельскохозяйственные и энергетические узлы с потребительскими рынками.

Говоря о Северном морском пути, подчеркну, что в России принят и реализуется масштабный, рассчитанный на десятилетия план обустройства его инфраструктуры. Предполагается строительство топливных терминалов, портов-хабов для стыковки с автомобильным и железнодорожным транспортом, расширяется ледокольный флот, прежде всего за счёт не имеющих аналогов в мире судов на атомной тяге. В свою очередь, транспортный коридор «Север – Юг» соединит российские порты на северных морях и Балтике с морскими терминалами на побережье Персидского залива и Индийского океана. Тем самым будут созданы условия для увеличения грузоперевозок между евразийскими и африканскими странами. Кроме того, вдоль этого самого коридора, естественно, будут развиваться новые производства, объекты торговли и логистики» – сказал российкий лидер.
17 августа 2023 года

Скоро от Санкт-Петербурга до Москвы можно будет доехать на поезде за два часа с четвертью

Сегодня президент России, выступая на церемонии открытия движения по новой ветке наземного метро в Москве, подтвердил намерение российского руководства в самом ближайшем будущем приступить к строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом: «Конечно, проект скоростной железной дороги на первом этапе между Москвой и Петербургом обсуждается нами давно, но мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации. Мы долго со всех точек зрения обсуждали эту проблему: и с экономической, с финансовой, с чисто транспортной. Действительно, если построить новую магистраль для передвижения пассажиров, то тогда, действующая магистраль освободится для передвижения грузов, и скорость передвижения грузов, что чрезвычайно важно для экономики страны в целом, существенным образом увеличится.

Что касается передвижения пассажиров, то, конечно, скорость движения возрастёт существенным образом, и время в пути для пассажиров уменьшится с сегодняшних четырёх ноль пять до двух часов пятнадцати минут между Санкт-Петербургом и Москвой, между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут, а между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом – 29 минут вместо сегодняшних трёх часов десяти минут. Но это, безусловно, должен быть только первый этап этой работы. Потом, безусловно, нужно двигаться и в Нижний Новгород, нужно двигаться в Воронеж и из Нижнего в Казань, из Казани в Уральский регион. Это существенным образом не только снизит время передвижения людей от одной крупной агломерации к другой, это существенным образом улучшит связанность страны, подтолкнёт развитие таких, казалось бы, далёких от транспорта сфер, как образование, наука» – отметил Владимир Путин.
9 августа 2023 года

Пропускная способность Панамского канала существенно снизилась из-за засухи

Администрация Панамского канала (ACP) объявила о том, что в целях экономии воды количество судов, ежедневно проводимых по этой важнейшей транзитной магистрали будет сокращено на пятнадцать процентов – с тридцати шести до тридцати двух в сутки. Важное уточнение: ограничения будут действовать на протяжении нескольких месяцев, не взирая на стартовавший сезон дождей.

В результате на обоих входах в канал уже сейчас скопилось более восьмидесяти судов, и пробки продолжают увеличиваться, поскольку грузоперевозчики не были своевременно уведомлены о предстоящих ограничениях и не смогли заранее пересмотреть график движения своих судов.
1 августа 2023 года

Субсидирование российских судоходных компаний продлено до конца 2025 года

Михаил Мишустин в интервью ТАСС заявил о том, что отечественные судоходные компании, размещающие заказы на наших судостроительных верфях, еще как минимум два года смогут пользоваться поддержкой правительства России. Основанием для принятого решения стало распоряжение Владимира Путина о необходимости предусмотреть удобные финансовые механизмы, чтобы в России появлялись новые заказы на современные суда.

– Для дополнительного стимулирования спроса правительство продлевает действие программы субсидирования судоходных компаний еще на два года. Государство компенсирует до 75% затрат на уплату лизинговых платежей и процентных ставок по кредитам на приобретение гражданских кораблей. Также сохраним в текущем году возможность их покупки с рассрочкой платежа, – подчеркнул российский премьер.
27 июля 2023 года

Россия хочет обзавестись транспортно-логистическим центром на африканском восточном побережье

Сегодня, выступая на пленарном заседании Экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка», Владимир Путин сформулировал важнейшие направления для развития сотрудничества с африканскими странами, коснувшись в частности темы логистики:

– Россия активно занимается переориентацией транспортно-логистических потоков в сторону государств глобального юга, включая, разумеется, и Африку. Международный транспортный коридор «Север – Юг», который мы развиваем, имеет своей целью обеспечить российским товарам выход на Персидский залив и Индийский океан, откуда они смогут кратчайшим морским маршрутом поступать в том числе на Африканский континент. Естественно, этот коридор можно будет использовать и в обратном направлении для поставок африканских товаров на рынок России.

Обеспечение стыковки транспортного коридора «Север – Юг» с Африкой, запуск регулярных судоходных грузовых линий – вот чего мы добиваемся. Открытие российского транспортно-логистического центра в одном из портов на африканском восточном побережье было бы хорошим делом, хорошим началом этой совместной работы. Обеспечение более широкого охвата Африканского континента прямым авиасообщением считаем очень важным, участие в развитии африканской железнодорожной сети – это те актуальные задачи, над которыми мы предлагаем нашим африканским друзьям вместе поработать, – сказал президент России.
24 июля 2023 года

К сентябрю 2024 года в России будет сформирована опорная сеть автомобильных дорог

Сегодня на официальном портале правовой информации был опубликован только что подписанный Владимиром Путиным закон, закрепляющий в российском законодательстве понятие «опорная сеть автомобильных дорог». Документ вносит изменения в закон о дорожной деятельности и дополняет представленную в нем классификацию автодорог пунктом, предусматривающим создание опорной сети дорог, обеспечивающих бесперебойную транспортную связанность и единство экономического пространства России.

В опорную сеть будут входить автомобильные дороги федерального значения, а также региональные и межмуниципальные, соответствующие установленным правительством РФ критериям. Как ранее сообщал глава Росавтодора Роман Новиков, ведомство уже включило в опорную сеть дороги общей протяженностью 136 тысяч километров. Из них 64 тысячи километров – это федеральные трассы и 72 тысячи километров – региональные.
20 июля 2023 года

Америка пригрозила Киргизии введением санкций за помощь России в закупке передовой электроники

Вчера в газете The Washington Post вышла статья, в которой сообщается о возможном введении экономических санкций против Киргизии за нарушение запрета на поставку в Россию санкционных товаров из Китая, Европы и Южной Кореи. В первую очередь речь идет об электронных компонентах, необходимых для производства вооружений. Автор статьи утверждает, что в 2022 году объем импорта в Киргизию передовой электроники вырос кратно, и одновременно на 250% увеличился объем экспорта этой продукции из Киргизии в РФ. По версии издания, в большинстве своем закупщиками были «известные поставщики российской оборонной промышленности».

Правительство республики, стремящееся избежать санкций, оперативно откликнулось на информацию: «Мы обратились в представительство Европейского союза и посольство США с предложениями провести консультации по совершенствованию экспортного контроля. В частности, нами было предложено ЕС, чтобы уполномоченные органы в странах ЕС при вывозе товаров двойного назначения осуществляли запрос на наличие сертификата конечного пользования, в частности, это необходимо для того, чтобы кыргызская сторона посредством данного сертификата осуществляла мониторинг по хозяйствующим субъектам, импортирующим товары двойного назначения», – заявили в пресс-службе Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики.
4 июля 2023 года

Капитальная реконструкция порта Корсаков будет завершена в 2027 году

Сегодня пресс-служба правительства Сахалинской области сообщила о том, что капитальная реконструкция одного из главных портов Сахалинской области, порта Корсаков будет завершена в 2027-м году. Согласно плану, это должно привести к увеличению объема перевалки грузов почти в десять раз, по сравнению с нынешним показателем в 2 миллиона тонн в год. Круглогодичный порт Корсаков с шестью причалами принимает до 80% регионального грузового потока и имеет допуск к перевозке опасных и негабаритных грузов, осуществляя сообщение с Владивостоком, Южной Кореей и другими странами Азиатско-Тихоокеанского района.

– Уже в этом году мы приступим к развертыванию строительных работ. Есть амбициозный план – завершить первый этап в 2025-м году, второй этап – в 2027-м. Предстоит провести дноуглубление, сделать порт-убежище, построить инфраструктуру по добыче, хранению и переработке рыбы. Основная команда инвесторов сформирована, ожидаем положительное заключение экспертизы по гидротехническим сооружениям будущего порта до 7-го августа, – отметил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
1 июля 2023 года
В этот день 1 июля 1832 года в Санкт-Петербург из Пютерлакской каменоломни под Выборгом на барже «Святой Николай» прибыла основная часть будущей Александровской колонны – огромный гранитный монолит цилиндрической формы весом 670 тонн. Подготовка этого монолита, его погрузка на судно, доставка, выгрузка и установка в центре Дворцовой площади стали одной из самых впечатляющих операций в области проектной логистики XIX века.

Шедевр проектной логистики: доставка и установка Александровской колонны

Создание огромных обелисков и колонн из монолитного камня во все времена было прерогативой наиболее могущественных государств. Не только потому, что для установки громадных фаллических символов нужны недюжинные амбиции и столь же недюжинная уверенность в себе, но и по причине запредельной сложности и дороговизны обработки, перевозки и монтажа сверхтяжелых вертикальных монументов.
26 июня 2023 года

Правительство России пытается найти способ применить избыток индийских рупий

В нынешнем году товарооборот России с Индией растет рекордными темпами. Значительная часть расчетов между странами осуществляется в национальных валютах. В результате устойчивого профицита в торговле в пользу Российской Федерации на счетах наших компаний ежемесячно скапливается избыток индийских рупий в размере, эквивалентном одному миллиарду долларов. В силу особенностей валютного регулирования в Индии, применить эти деньги с пользой оказалось трудно.

Переговорами с индийскими партнерами по поиску решения проблемы занимается директор департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский. В интервью RTVI он прокомментировал ситуацию так: «Пока есть три основных варианта решения проблемы: конвертация рупий в другие валюты, закупки на них товаров или их инвестирование в индийскую экономику. Контакты идут активные по линии финансовых служб и между промышленными ведомствами и предприятиями. В конечном итоге Россия сможет решить вопрос с рупиями, но раскрывать детали обсуждений не следует, чтобы не подавать ненужные сигналы для наших западных коллег».
18 июня 2023 года
В этот день 18 июня 1902 года французский предприниматель и путешественник Лоик де Лобель, действовавший от лица синдиката американских компаний, представил на рассмотрение правительства Российской империи проект железной дороги, которая должна была пройти от Иркутска, по северному берегу Байкала, выйти к Якутску и пересечь Берингов пролив по тоннелю, соединив Евразию с Северной Америкой.

На поезде от Парижа до Нью-Йорка через Москву без пересадок

Трассу протяженностью почти 6 тысяч километров синдикат обещал построить за десять лет. Правительственных гарантий или денег из российской казны американцы не требовали. В счет компенсации своих затрат в объеме 500 миллионов рублей (без учета прокладки тоннеля под Беринговым проливом) они хотели получить концессии на право разработки в течение 90 лет любых полезных ископаемых на участках земли размером 12х14 километров, расположенных в шахматном порядке вдоль всей трассы.
8 июня 2023 года

Водителям из других стран, желающим работать в РФ, предложат сдать российский экзамен на права

Вчера депутаты фракции ЛДПР внесли в Государственную Думу законопроект, согласно которому водители с чужим паспортом смогут работать в области автоперевозок только при наличии водительского удостоверения, выданного в РФ. При этом получать российские права придется на общих основаниях, с проверкой знания ПДД и экзаменами.

По действующему закону «О безопасности дорожного движения», граждане государств, где русский язык является официальным, могут заниматься перевозками в России на основании национальных водительских удостоверений. Необходимость изменения закона в ЛДПР объясняют тем, что на протяжении последних лет зафиксирован существенный рост числа аварий, произошедших по вине водителей из других стран, в первую очередь из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Армении и Азербайджана. «По данным МВД за 2022 год, например, было зафиксировано 43 тысяч ДТП по вине водителей-иностранцев», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
5 июня 2023 года

Проход судов через Босфор и Дарданеллы будет дорожать ежегодно

Турецкая газета Aydinlik со ссылкой на на решение Главного управления по морским делам при министерстве транспорта и инфраструктуры сообщила о том, что с 1 июля 2023 года стоимость прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы увеличится на 8,3% – до 4,42 долларов за тонну. Таким образом, выручка турецкого бюджета от использования черноморских проливов в этом году составит около 900 миллионов долларов.

До 2021 года включительно она не превышала 170 миллионов. Однако в 2022-м было принято «историческое решение» об отмене фиксированного курса золотого швейцарского франка по отношению к доллару. Этот курс был установлен на уровне 0,8 франков за доллар в 1936 году, согласно Конвенции Монтрё. После его отмены в октябре 2022 года стоимость проводки судов подскочила сразу в пять раз – с 0,8 до 4,08 долларов за тонну, и теперь правительство Турции намерено ежегодно в конце июня корректировать плату за использование важнейшей водной артерии, соединяющей Черное и Средиземное моря, и скорее всего в сторону увеличения, поскольку курс американской валюты по отношению к швейцарской имеет устойчивую тенденцию к снижению.
1 июня 2023 года

Запретительные меры в отношении грузовиков из недружественных стран продлили еще на полгода

Сегодня в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова подтвердили, что запрет на автомобильные грузовые перевозки по территории Российской Федерации для компаний из стран ЕС, Норвегии, Украины и Великобритании продлен еще на шесть месяцев – до 30 декабря 2023 года. Изначально запрет был введен в конце сентября 2022-го, а затем продлен кабмином до 30 июня нынешнего года.

Однако под ограничения не подпадает довольно широкий список грузов. В перечне исключений есть различные виды продовольствия, готовые товары, ингредиенты и непродовольственные грузы. Запрет не распространяется на мясо, рыбу, молоко, некоторые виды овощей и кондитерских изделий, какао, зерновые продукты, алкоголь, удобрения, фармацевтическую продукцию, контрацептивы, бумагу и картон, часы, музыкальные инструменты, ядерные реакторы, кино- и звукозаписывающее оборудование. Кроме того, под запрет не попадают грузы, ввозимые через участок государственной границы РФ и Белоруссии в прицепах или полуприцепах, зарегистрированных в иностранных государствах, но буксируемых самоходными транспортными средствами, зарегистрированными в РФ или Белоруссии.
26 мая 2023 года

Польским фурам запретят въезд в Россию, но для Калининградской области сделают исключение

В начале этой недели депутаты Государственной Думы единогласно одобрили постановление, согласно которому польские грузоперевозчики больше не смогут доставлять товары по территории России. Те из них, кто всё же будет возить грузы в нашу страну, должны будут «переместить транспортные средства от государственной границы Российской Федерации до ближайших таможенных терминалов в целях совершения перецепки прицепов или полуприцепов либо перегрузки товаров на транспорт российских перевозчиков». При этом предлагается исключить возможность «заправки топливом транспортных средств польских автомобильных перевозчиков по российским розничным ценам». Для них должна быть установлена «стоимость топлива на уровне цен Европейского союза».

Сегодня последовало важное уточнение. Руководитель Калининградской области Антон Алиханов в своем телеграм-канале сообщил о том, что для самого западного региона России будет сделано исключение. «Польские фирмы составляют 15-18% от иностранных перевозчиков, которые доставляют грузы в Калининградскую область. С учетом нашей географии на регион не будет распространен запрет работы польских транспортных компаний. Вопрос согласован с МИДом и Минтрансом», – заявил губернатор.
17 мая 2023 года

Железная дорога «Решт – Астара» сделает перемещение по коридору «Север – Юг» бесшовным

Сегодня подписано важнейшее соглашение между Россий и Ираном о финансировании процесса проектирования, строительства и оснащения железной дороги «Решт – Астара». Она является завершающим участком коридора «Север-Юг». После ввода в эксплуатацию этой дороги товары из России и Европы смогут бесшовно доставляться по железнодорожным путям в Иран и в Индию. Согласно плану, дорога будет иметь две ширины колеи: 1435 и 1520. Строительство дороги должно быть завершено через три года, а инвестиции в проект составят 1,6 миллиарда долларов. В церемонии подписания соглашения по видеосвязи приняли участие президенты России и Ирана.

– Уникальная транспортная артерия «Север – Юг», частью которой станет железнодорожная дорога Решт-Астара, поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки. Перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами. В частности, доставка грузов из Санкт-Петербурга, скажем, в Мумбаи займет около 10 суток. Для сравнения скажу, что время в пути по традиционным торговым маршрутам составляет до 30-45 суток. То есть налицо существенная экономия по срокам и затратам», – отметил в своем выступлении Владимир Путин.
10 мая 2023 года

Возвращение на родину зарубежных компаний российских бизнесменов упростят

Сегодня профильный комитет Госдумы одобрил передачу на первое чтение законопроекта о новой процедуре «переезда» иностранных компаний в российские специальные административные районы (САР) в Приморье и Калининграде. Для тех случаев, когда правовая система страны нынешнего пребывания не позволяет или затрудняет «прямую» редомициляцию, законопроект предусматривает возможность инкорпорации, то есть создания иностранным учредителем новой компании в российских «офшорах». До сих пор подобная процедура допускалась только для международных общественно значимых и личных фондов.

Руководителям и сотрудникам зарубежных структур, желающим «сменить прописку» с иностранной на российскую обещают, что в обоих САРах будут созданы гибкие условия «для воссоздания действующего в иностранных юрлицах порядка». По мнению большинства экспертов, принятие законопроекта станет шагом в правильном направлении, который вполне способен ускорить процесс возвращения в «родную гавань» многих международных холдинговых компаний, созданных российскими предпринимателями в 1990-е и 2000-е годы.
8 мая 2023 года

Россия и Индия решили временно отказаться от расчетов в рупиях

Введение западных санкций против российской нефти привело к переориентации нашего углеводородного экспорта в Азию. Одним из главных выгодополучателей от этого стала Индия, покупающая у нас «черное золото» с существенным дисконтом. В 2022 году в рамках курса на дедолларизацию правительствами наших стран было принято решение проводить расчеты во взаимной торговле в национальных валютах – в рублях и в рупиях.

Поначалу всё шло хорошо. Однако, в отличие от Китая, Индия пока не может похвастаться стабильностью курса своей валюты. Профицит в пользу России привел к накоплению избытка дешевеющих рупий и, как следствие, к финансовым потерям для наших компаний. Поэтому после межправительственных консультаций от использования рупии решили временно отказаться в пользу дирхама. Курс валюты Объединенных Арабских Эмиратов колеблется меньше. К тому же, дирхам всё чаще используется разными государствами для международных транзакций, наряду с юанем.
5 мая 2023 года
В этот день 5 мая 1993 года была опубликована статья Вадима Цымбурского «Остров Россия», в которой дан подробный и весьма точный анализ причин нынешнего конфликта между Россией и Западом из-за Украины и других лимитрофных территорий.

Остров Россия: знает ли кто-то, что будет дальше?

Сегодня даже у самых известных политологов не удается получить сколько-нибудь внятные и убедительные ответы на вопросы, касающиеся дальнейшего развития отношений России и Запада. Впрочем, возможно, мы просто ищем ответы не там? Может быть, имеет смысл вспомнить, кто из экспертов сумел предугадать нынешний украинский кризис задолго до его начала, и попробовать взглянуть на мир «сквозь их оптику»?
21 апреля 2023 года

Минфин твердо решил сделать липосакцию крупным удачливым компаниям

На этой неделе в прессу просочились подробности законопроекта о разовом сборе из сверхприбыли компаний в бюджет Российской Федерации. Документ подготовлен Министерством финансов и предусматривает введение дополнительного единовременного налога с так называемой «непредвиденной прибыли». Такой сбор еще называют «windfall tax», что можно перевести, как налог на доход, принесенный ветром.

По задумке ведомства Антона Силуанова, сбор коснется компаний, которые за 2021 – 2022 годы получили прибыль больше, чем в 2018 – 2019 годах. Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2024 года. Ставка на сверхприбыль составит 10%. Для тех компаний, которые согласятся перечислить деньги в бюджет до конца текущего года, ставка будет снижена до 5%. При этом сумма в размере 10% формально будет считаться налоговой ставкой, а «скидку» в 5% пропишут как налоговый вычет. Мелкие и средние фирмы добровольно-принудительная липосакция не затронет. Разовый сбор должны будут заплатить компании, чья доналоговая прибыль в 2021 – 2021 годах превысила 1 миллиард рублей.
18 апреля 2023 года

Суэцкий канал в этом году принесет в казну Египта больше восьми миллиардов долларов

В 2022 году Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, обеспечил поступление в бюджет Египта 7,9 миллиардов долларов. В январе нынешнего года удалось заработать больше 800 миллионов долларов прибыли. Следующие два месяца оказались еще удачнее. Поэтому, с учетом продолжающегося роста грузопотока, эксперты прогнозируют, что 2023 год для канала снова станет рекордным – прибыль скорее всего превысит отметку в 8,1 – 8,2 миллиардов долларов.

Серьезное увеличение пропускной способности стало возможным после завершения работ по расширению и реконструкции канала, проведенных в 2014 – 2015 годах. Сегодня по нему проходит более 10% всех грузов в мире, в том числе 12% мирового потока сырой нефти и 8% потока сжиженного газа, что делает канал одной из самых загруженных водных магистралей на нашей планете.
14 апреля 2023 года

Россия заняла жесткую позицию по продлению
зерновой сделки

В конце марта 2023 года Россия продлила действие так называемой «зерновой сделки» на 60 дней, до 18 мая. Согласно официальному заявлению нашего МИДа, поставки зерновых с территории Украины после 18 мая могут быть продолжены только в том случае, если будет достигнут ощутимый прогресс в исполнении меморандума о взаимопонимании между Россией и Секретариатом ООН по содействию в продвижении российского продовольствия и удобрений на глобальные рынки. К концу этой недели пришло несколько сообщений о том, что сотрудники аппарата генерального секретаря ООН и сам Антониу Гутерриш ведут активные консультации с руководством США и Евросоюза, направленные на решение этого вопроса.

Возможно, ультимативный характер российской позиции поможет добиться наконец изменения ситуацию к лучшему, хотя большинство экспертов настроено скептически, оценивая вероятность выполнения требований нашего МИДа, как крайне низкую. Напомним, что речь идет о подключении Россельхозбанка к системе SWIFT, возобновлении поставок сельскохозяйственной техники в Россию, снятии ограничений для российских грузовых кораблей, аммиачного трубопровода «Тольятти-Одесса», а также о восстановлении международной деятельности российских компаний, занимающихся производством удобрений.
13 апреля 2023 года
В этот день 13 апреля 1932 года вышло постановление Совнаркома СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», которое принято считать точкой отсчета в реализации самого дорогостоящего инфраструктурного проекта в истории Советского Союза.

БАМ: роль Китая в судьбе самого дорогого советского инфраструктурного проекта

Сегодня Байкало-Амурская магистраль является важной частью транспортной инфраструктуры, обеспечивающей торговые операции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и прежде всего с Китайской Народной Республикой. Однако изначально дорога, являющаяся северным дублером Транссиба, создавалась не для торговли с Китаем, а на случай войны с ним.
3 апреля 2023 года

«Габаритные штрафы» отныне будут платить только владельцы транспортных средств

Сегодня президент России подписал закон «О внесении изменений в статьи 12.21-1 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому административные штрафы за превышение допустимых габаритов транспортного средства или габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10 сантиметров будут обязаны платить только собственники этих транспортных средств.

Вступившие в силу изменения освобождают от ответственности водителей, которых прежде также могли оштрафовать. Это решение стало следствием Постановления Конституционного Суда от 18 января 2019 г. № 5-П. Поправки также распространяются на случаи превышения допустимой нагрузки на ось или допустимой массы грузового автомобили на величину больше 10%.
22 марта 2023 года

Тестирование реальных операций с цифровым рублем начнется в ближайшее время

Пресс-служба Центрально банка РФ сообщила в своем Telegram-канале о том, что для начала тестирования цифрового рубля осталось дождаться окончательного принятия в Государственной Думе соответствующей нормативной базы. Пакет законов прошел первое чтение. Второе и третье чтение должно состоятся в конце марта – начале апреля. В проверке примут участие тринадцать заранее отобранных банков. После завершения всех тестов цифровой рубль станет третьей формой российской валюты наравне с наличными и безналичными деньгами.

«Банк России готов к проведению пилотного тестирования в заявленные ранее сроки (в апреле). Но так как в нем будут участвовать реальные люди и операции будут проводиться на реальных деньгах, необходимо наличие правовой основы. Во время первой фазы тестирования будут проверены такие базовые операции, как открытие и закрытие цифрового кошелька на платформе Банка России, его пополнение, переводы между гражданами, оплата покупок и услуг по QR-коду и возврат средств. В дальнейшем список этих операций будет расширен», – отметили в ЦБ.
16 марта 2023 года

Владимир Путин призвал российских бизнесменов инвестировать в развитие транспортного коридора «Север – Юг»

Сегодня Владимир Путин принял участие в пленарном заседании съезда РСПП. Среди наиболее перспективных проектов развития он отметил транспортный коридор «Север – Юг», который проходит через Каспийское море и вокруг него, связывая нашу страну с Ираном, государствами Ближнего Востока, Индией, Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

– Обращаюсь ко всем здесь присутствующим: имейте в виду – это очень хороший проект, рентабельный, преференциальный, и многие наши партнеры, в том числе в арабском мире, проявляют самый активный интерес к этому. Он будет работать – так же, как Суэцкий канал, Босфор и Дарданеллы. Это будет работать. СВО прошла, началась, снова началась, опять прошла, а товары будут идти, сто процентов, и востребовано будет всегда. Поэтому нам нужно найти источники и консолидировать источники финансирования этого проекта. Для всех может быть интересно. А Правительство просто должно подумать на тему того, как сложить этот пул возможных инвесторов. Честно говоря, мне бы хотелось, чтобы это были прежде всего российские инвесторы. Чего нам упускать такие проекты? Рентабельный, хороший проект», – заявил российский президент.
13 марта 2023 года

Профицит торгового баланса России в 2022 году составил 332 миллиарда долларов

Федеральная таможенная служба РФ сегодня частично возобновила публикации данных по внешней торговле, которые были приостановлены в апреле 2022 года. Согласно информации ФТС, несмотря на западные санкции, внешнеторговый оборот нашей страны в прошлом году вырос на 8,1%, по сравнению с 2021 годом, и составил 850,5 миллиардов долларов. При этом экспорт увеличился на 19,9%, а импорт сократился на 11,7%. Профицит торгового баланса составил 332 миллиарда долларов, что на 70% больше, чем в 2021 году.

По итогам прошлого года Россия сохранила за собой десятое место в списке ведущих экспортеров мира. Первое место в нем занимает Китай, получивший от внешней торговли доход в размере 3,6 триллиона долларов. За ним следуют США и Германия – 2,1 и 1,7 триллиона, соответственно. Остальные шесть позиций в десятке занимают Нидерланды, Япония, Южная Корея, Италия, Франция и Канада.
9 марта 2023 года

На строительство нового терминала в порту Певек выделено 27,6 миллиарда рублей

Сегодня Михаил Мишустин подписал распоряжение, утверждающее объем бюджетных инвестиций в строительство морского терминала в порту Певек на Чукотке. В 2023–2026 годах они составят более 27,6 млрд рублей. За счет федерального финансирования у мыса Наглёйнын будет проведено углубление акватории со строительством подходного канала для судов. Одновременно с этим будет идти создание причалов для отгрузки продукции Баимского горно-обогатительного комбината (ГОК).

Пропускная способность терминала составит около двух миллионов тонн грузов в год. Три четверти этого объема придется на медный концентрат из месторождения Песчанка, разработкой которого занимаются предприятия ГОК. Ввод терминала в эксплуатацию намечен на 2026 год. Кроме того, федеральные средства позволят выполнить гидротехнические работы, необходимые для размещения плавучих атомных энергоблоков – они будут снабжать электричеством тех, кто добывает медь в Песчанке. Эти работы также планируется завершить в 2026 году.
5 марта 2023 года
В этот день 5 марта 1946 года Уинстон Черчилль произнес легендарную речь в Вестминстерском колледже американского городка Фултон. Чаще всего ее называют «Железный занавес». Сам автор дал ей другое название – «Sinews of Peace», что можно перевести как «Сухожилия мира» или «Мускулы мира». Хотя точнее всего суть сказанного британским экс-премьером, пожалуй, отражает фраза, которую любят употреблять американские политики из «ястребиного» лагеря – «Мир через силу».

Фултонская речь: как Черчилля назначили ответственным за начало холодной войны

Черчилль считал выступление в Фултоне наиболее значимым во всей своей политической карьере. После него о предложенной Рузвельтом концепции единого мироустройства, основанного на сотрудничестве, было забыто и началось стремительное формирование биполярного мира. Как же получилось, что речь проигравшего выборы и отправленного в отставку премьер-министра Великобритании, произнесенная в заурядном провинциальном колледже привлекла к себе столько внимания и так сильно повлияла на развитие дальнейших исторических событий?
21 февраля 2023 года

Россия продолжит активно развивать новые логистические коридоры

Сегодня Владимир Путин выступил с очередным посланием Федеральному собранию. Несмотря на сложную военно-политическую обстановку, значительная часть обращения была посвящена экономике и в частности тем направлениям, где, по мнению президента, нужно сосредоточить партнёрскую работу государства, регионов и отечественного бизнеса:

– Мы будем расширять перспективные внешнеэкономические связи и выстраивать новые логистические коридоры. Уже принято решение продлить скоростную автомагистраль Москва – Казань до Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени, а в перспективе – до Иркутска и Владивостока с выходом в Казахстан, Монголию и Китай, что, в том числе, существенно расширит наши экономические связи с рынками Юго-Восточной Азии.

Будем развивать порты Чёрного и Азовского морей. Особое внимание будем уделять международному коридору Север – Юг. Уже в этом году по Волго-Каспийскому каналу смогут проходить суда с осадкой не менее 4,5 метра. Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока. Мы и дальше будем развивать этот коридор.

В наших планах – ускоренная модернизация восточного направления железных дорог, Транссиба и БАМа, наращивание возможностей Северного морского пути. Это не только дополнительные грузопотоки, но и основа для решения общенациональных задач по развитию Сибири, Арктики и Дальнего Востока, – сказал президент России.
15 февраля 2023 года

Пятая часть мирового танкерного флота ушла в тень

Согласно свежим данным агентства Bloomberg, за первые два зимних месяца российские поставщики доставят в различные порты мира порядка девятнадцати миллионов баррелей нефти. Это вдвое больше, чем в аналогичный досанкционный период. Отгрузка происходит не только в тихоокеанских и черноморских портах, но и на Балтике. Аналитики агентства ранее писали о том, что еще до введения Евросоюзом санкций против российских углеводородов, Москва создала свой «теневой» танкерный флот. Назвать точное число входящих в него судов практически невозможно, поскольку сведения об их владельцах окутаны тайной.

Считается, что в интересах России сейчас работают примерно шестьсот судов, две трети из которых – перевозчики сырой нефти, что эквивалентно одной пятой всего мирового танкерного флота. «Переход в тень» многих европейских компаний, стал неожиданностью для властей Евросоюза, рассчитывавших с помощью санкций существенно сократить российский углеводородный экспорт. Однако получилось наоборот. Помимо собственно российских танкеров, перевозкой нашей нефти сейчас занимаются суда целого ряда европейских стран: Греции, Германии, Монако, Кипра, Дании, Норвегии и Великобритании.
13 февраля 2023 года

Подмосковный участок трассы М-12 сдадут досрочно

Сегодня на совещании с вице-премьерами премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о том, что правительство РФ направит из резервного фонда дополнительные тридцать миллиардов рублей на строительство скоростной трассы М-12 Москва – Казань. Эти средства буду выделены в виде субсидии госкомпании «Автодор», и с их помощью планируется досрочно ввести в эксплуатацию подмосковный участок магистрали протяженностью 42,5 км.

– Трасса М-12 от Москвы до Казани, которая в дальнейшем будет продлена до Екатеринбурга и Тюмени, станет частью международного транспортного коридора «Россия». В условиях санкций она сможет значительно улучшить торговые связи со странами Азии. Движение до Казани мы планируем открыть до конца текущего года, – заявил господин Мишустин.
11 февраля 2023 года
Сегодня 11 февраля в Японии отмечается День основания государства. По преданию, в этот день в 660 году до н.э. взошел на престол первый император Японии – Дзимму, создавший правящую династию, в которой было 126 монархов, включая нынешнего императора Нарухито.

Кто породил и убил японское экономическое чудо?

В 1968 году японская экономика стала второй в мире. В 1980-х многие экономисты были убеждены, что Япония сможет не только догнать, но и перегнать США. Но этого не произошло. Почему?
8 февраля 2023 года

Период сверхприбылей на рынке морских контейнерных перевозок завершается

В четвертом квартале 2022 года объем морских грузоперевозок в мире снизился на 14%, по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. В свежем отчете датской компании A.P. Moller-Maersk A/S говорится о том, что падение спроса на транспортировку и ее стоимости наблюдается практических на всех океанским маршрутах. Как результат, прибыли некоторых ведущих игроков рынка контейнерных перевозок в 2023 году могут сократиться на порядок.

Собственную годовую доналоговую прибыль аналитики Maersk прогнозируют на уровне двух миллиардов долларов, против тридцати одного с лишним миллиарда в прошлом году. Рынок контейнерных перевозок постепенно возвращается к норме после периода турбулентности, вызванного пандемией коронавируса, что, в свою очередь, снижает ставки фрахта, взлетевшие до небес из-за перебоев с поставками и нехватки судов на ключевых направлениях.
29 января 2023 года
В этот день 29 января 1932 года с конвейера только что построенного Нижегородского автомобильного завода сошел первый грузовик НАЗ-АА, больше известный как ГАЗ-АА или просто «полуторка».

Полуторка: грузовик-герой Советского Союза

В начале 1930-х советской промышленности, сельскому хозяйству и Рабоче-крестьянской Красной армии нужен был максимально дешевый, надежный и простой грузовик, которым легко мог бы научиться управлять малограмотный водитель и который можно было отремонтировать кустарным образом, используя самые элементарные инструменты и материалы. ГАЗ-АА таким и был.
20 января 2023 года

Товарооборот России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона растет быстрыми темпами

Министерство экономического развития сообщило о том, что по итогам 11 месяцев 2022 года прирост товарооборота России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона составил почти 25% по сравнению с прошлогодними показателями за аналогичный период. Самыми быстрыми темпами увеличивается объем поставок государствам АТР российских энергоносителей и продукции химической промышленности.

Наряду с Китайской Народной Республикой, наибольшую заинтересованность к расширению торговли с нашей страной проявляют Вьетнам, Индонезия и Мьянма. В этих странах традиционно большим спросом пользуется продовольствие из России, а также наши удобрения, горюче-смазочные материалы и металлы. Помимо этого, с Вьетнамом активно развивается сотрудничество в области добычи нефти и газа, а с Индонезией реализуется несколько крупных проектов в сфере энергетики.
17 января 2023 года

Обнуление НДС для судоремонтных предприятий скоро станет реальностью

Газета «Коммерсант» сообщила о том, что правительственная комиссия по законопроектной деятельности завершает рассмотрение проекта закона о снижении до нуля НДС для судоремонтных предприятий. Как сообщалось ранее, главным условием станет подписание инвестиционного соглашения с Минпромторгом и Минфином, согласно которому компании, специализирующиеся на ремонте судов, должны будут на протяжении семи лет вкладывать двадцать процентов годовой выручки в собственное развитие. Если соглашение не будет соблюдаться, то НДС будет начисляться в обычном режиме.

Сегодня для некоторых видов работ уже действует нулевая ставка НДС. В частности налогом не облагается техническое обслуживание морских судов, судов река-море и судов внутреннего плавания, но льгота касается лишь тех судов, которые не выводятся из эксплуатации в целях ремонта. В то же время серьезные ремонтные работы в доках и на судоверфях облагаются по ставке в 20%. Возможность не платить НДС, инвестируя сэкономленные средства в развитие производственных мощностей, по мнению экспертов отрасли, должно стать хорошим стимулом для ускоренного роста судоремонтных предприятий.
12 января 2023 года

Положительное сальдо в торговле России с Китаем достигло рекордных значений

Главное таможенное управление КНР сообщило о том, что в 2022 году товарооборот Российской Федерации и Китайской Народной Республики почти достиг намеченной лидерами двух стран отметки в 200 миллиардов долларов, составив 190,27 миллиарда, что на 29,3% больше показателей 2021 года. «Объемы китайско-российской торговли демонстрируют устойчивый рост, торговый оборот двух стран достиг нового максимума» – отметил официальный представитель ведомства Лю Далян.

При этом поставки из Поднебесной в РФ за истекший год выросли на 12,8% и составили 76,12 миллиардов долларов, а объем российского экспорта в КНР увеличился 43,4% и достиг рекордной величины в 114,15 миллиардов. Таким образом, положительное сальдо России в 2022 году составило 38 миллиардов долларов, что в три с лишним раза больше, чем было годом ранее. Структура товарооборота остается прежней. Более 70% российского экспорта – это энергоносители. Однако постепенно растут объемы поставок в КНР нашей сельскохозяйственной продукции и морепродуктов. Из Китая ввозятся преимущественно: бытовая электроника, автомобили, микропроцессорные блоки, одежда, обувь и товары широкого потребления.
10 января 2023 года

Цифровой рубль в этом году могут начать использовать для международных расчетов

Руководство Центрального банка России представило два способа международных расчетов в цифровом рубле. Первая модель, согласно презентации ведомства Эльвиры Набиуллиной, предполагает, что заинтересованные страны заключают между собой отдельные двухсторонние соглашения об интеграции платформ цифровых валют. Платформы каждого из государств обеспечивают конвертацию и передачу средств между странами по согласованным правилам и стандартам.

Вторая модель выглядит так: страна подключается к единой интеграционной платформе, которая позволяет на основе выработанных единых протоколов и стандартов обеспечить платежи между платформами цифровых валют подключенных к ней разных стран. Вторая схема – более «продвинутый» вариант, который по факту означает организацию надстрановой платежной системы. В презентации ЦБ говорится о тестировании пилотными банками С2В-операций (клиент-бизнес), подготовке законодательной и нормативной базы для операций с цифровым рублем, а также о старте пилотного проекта по платежам реальными цифровыми рублями на ограниченном круге клиентов.
Предыдущая