Новости международной логистики, торговли и грузовых перевозок

25 октября 2024 года
Вчера в Казани завершился шестнадцатый саммит БРИКС, в котором приняли участие делегации тридцати пяти стран и шести международных организаций. Среди часто обсуждаемых тем наблюдатели отметили вероятное возобновление использования международного клиринга.

Что такое клиринг, кто его придумал, и как он работает?

На саммите БРИКС в Казани гораздо чаще обычного звучало слово «клиринг». Почему эта схема взаиморасчетов, давно записанная американскими и европейскими банкирами в разряд «архаических», столь активно обсуждается представителями ведущих стран мирового большинства, и может ли она помочь России развивать внешнюю торговлю?
23 октября 2024 года

Президент России обозначил инициативы, которые будет продвигать наша страна в рамках БРИКС

Сегодня, выступая на заседании саммита БРИКС в расширенном составе, Владимир Путин перечислил экономические инициативы, которые намерена в дальнейшем продвигать наша страна:

1. Создание инвестиционной платформы БРИКС для поддержки экономик стран-участниц и обеспечения финансовыми ресурсами государств Глобального Юга и Востока;
2. Создание арбитражного инвестиционного центра БРИКС;
3. Развитие специального механизма консультаций стран объединения по вопросам ВТО для «формирования более справедливых правил игры в мировой экономике и реформирования международной финансовой системы»;
4. Создание зерновой биржи БРИКС;
5. Формирование альянса объединения в области искусственного интеллекта;
6. Создание платформы БРИКС по драгоценным металлам и алмазам;
7. Развитие партнерства БРИКС по углеродным рынкам и платформу климатических исследований;
8. Создание логистической платформы БРИКС и электронной коммуникационной площадки по транспорту;
9. Создание межгосударственной платформы по справедливой конкуренции;
10. Формирование постоянного ротационного налогового секретариата БРИКС.
18 октября 2024 года

Китайский автопром активно вытесняет наших производителей с российского рынка грузовой техники

Национальное агентство промышленной информации выпустило очередной доклад о состоянии дел на отечественном рынке новой автомобильной грузовой техники. Согласно документу, российские производители сохраняют лидирующие позиции только в сегменте бортовых и тентованных фур. Их доля, по состоянию на сентябрь 2024 года, составила 47,8% (-19,3% за год). Остальные ниши активно захватывают производители из КНР.

В целом за период с января по сентябрь 2024 года доля поставщиков из Поднебесной на рынке новой грузовой техники на российском рынке выросла до 64%, в то время, как доля российских компаний за тот же период сократилась с 30% до 26%. В сегменте самосвалов техника из КНР имеет долю в 79,3%, седельных тягачей – 74,7%, подъемной техники – 53,3%. Наибольшую динамику роста китайские производители продемонстрировали в сегменте фургонов: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, их доля выросла на 29,2% и достигла отметки в 53,6%. На рынке строительной техники также лидируют китайские производители. За отчетный период их доля в этом сегменте увеличилась с 57,4% до 72,7%.
17 октября 2024 года

Китай и Евросоюз ссорятся из-за автомобилей, а страдают производители бренди

Информационное агентство «Синьхуа» сегодня опубликовало официальное заявление министерства торговли Китая, в котором говориться, что правительство КНР готово пойти на повышение импортных пошлин на автомобили из ЕС с двигателями большого объема в ответ на повышение до 45% европейских пошлин на китайские электромобили.

Эскалация началась 5 июля, когда Еврокомиссия, ссылаясь на то, что правительство КНР субсидирует китайских производителей, ввела временные пошлины на электромобили из Поднебесной в размере 37,6%. И вот, спустя три месяца ставка выросла еще на 7,4%. Пока в ответ на это решение Китай ограничился введением «временных антидемпинговых мер» в отношении бренди, импортируемого из ЕС. С 11 октября европейские производители бренди должны вносить залоговый депозит в размере от 30,6% до 39% от стоимости продукции.
15 октября 2024 года

Правительство РФ будет субсидировать до 80% затрат по созданию приоритетных логистических маршрутов

Вчера, выступая на международном экспортном форуме «Сделано в России», министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов сообщил о том, что в обновленный нацпроект «Международная кооперация и экспорт» включили два новых инструмента поддержки:

– Первое – это поддержка создания инфраструктуры за рубежом – с одной стороны торговой, с другой промышленной, которая будет давать возможности нашим крупным компаниям и малому бизнесу получать доступ к более широкому перечню стран. И вторая часть – это «раскатка» новых транспортных маршрутов. С целью открытия для нашего производителя новой географии мы планируем первые несколько лет субсидировать крупным компаниям, которые занимаются грузоперевозками, до 80% затрат.

Это делается для того, чтобы рынки Африки, Латинской Америки, Юго-восточной Азии становились ближе и дешевле для небольших экспортеров. Обновленный нацпроект нацелен на наращивание не всего, а именно несырьевого неэнергетического экспорта: до 21,1 триллиона рублей, на две трети относительно 2023 года. Вторая цель – рост поставок сельхозпродукции в полтора раза по сравнению с показателем 2021 года: до 4,7 триллионов рублей, – отметил министр.
26 сентября 2024 года

К 2027 году в России появятся шесть мультимодальных логистических центров на базе речных портов

В течение ближайших трех лет в России будут созданы появиться шесть мультимодальных логистических центров на базе речных портов в Омске, Перми, Саратове, Самаре, подмосковном Дмитрове, а также в Амурской области. Эти центры будут интегрированы с железнодорожным и морским транспортом, что должно повысить эффективность доставки грузов. Об этом на завершившемся вчера Втором Всероссийском Морском конгрессе объявил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Тарасенко.

– Мы сегодня нацелены на то, чтобы связать наши центральные районы, уже имеющие речное сообщение, с морскими портами. Сегодня ведется работа по созданию хабов, которые не только переваливают, но и накапливают грузы, вырабатываемые регионами. Эти центры сосредоточат грузовую базу для дальнейшей перевозки к морским портам, – отметил глава Росморречфлота.
23 сентября 2024 года

По трассе М-11 «Нева» начинается полностью беспилотное движение грузовиков

Сегодня на форуме «Цифровая транспортация» было объявлено о том, что по трассе М-11 «Нева» разрешено полностью беспилотное движение между Москвой и Санкт-Петербургом. Это стало возможным после ввода в эксплуатацию обхода Твери. Ранее, согласно экспериментальному правовому режиму, водители, которые находились в кабинах тестируемых автомобилей, должны были садиться за руль при въезде в город. На новом этапе водители в целях безопасности по-прежнему будут оставаться в кабинах, но смогут не покидать пассажирского кресла, за исключением экстренных случаев.

– В июне прошлого года мы начали беспилотные грузоперевозки между двумя столицами. На маршрут вышли автономные тягачи. Сначала на трассе работало три автомобиля, а за год их число увеличилось до двадцати двух. Они проехали более трех миллионов километров и перевезли свыше трехсот тридцати тысяч кубометров груза. К концу года автопарк вырастет до сорока трех машин, а в следующем году составит уже девяноста три автомобиля, – отметил в своем выступлении на форуме вице-премьер Виталий Савельев.
11 сентября 2024 года
11 сентября 2018 года на территории судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае был заложен крупнейший в России сухой док длиной 500 метров, предназначенный в первую очередь для создания танкеров и газовозов большого водоизмещения, а также буровых платформ и судов ледового класса.

«Русский способ» перевозки нефти, или кто построил первый в мире танкер?

Вплоть до середины XIX века нефть была не очень ходовым товаром. Изобретение керосина, бензина, парафина и прочих ее производных привело к тому, что спрос на нее во всем мире вырос многократно. Решить задачу резкого увеличения объемов перевозки нефти помогло применение наливных судов. Кто придумал этот способ транспортировки, и почему его долгое время называли «русским»?
5 сентября 2024 года

Дефицит бюджета «ОСК» до 2030 года составит более триллиона рублей

После того, как Объединенная судостроительная корпорация перешла под управление банка «ВТБ», руководство кредитной организации попросило Минфин оценить финансовое состояние «ОСК». Результаты оказались неутешительными. Дефицит денежных средств, по оценкам правительственных аудиторов, до 2030 года составит 1,029 триллионов рублей. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума рассказал глава «ВТБ».

– Что мы под ним понимаем? Дефицит денежных средств — это финансирование собственной деятельности «ОСК», это погашение обязательств без источников финансирования, в том числе кредиты, не обеспеченные товарной продукцией, и это средства, необходимые для достройки убыточных заказов. Это не развитие, это вообще не инвестиции. Это нынешнее состояние, чтобы прожить пять лет и не завалиться, — отметил Андрей Костин.
4 сентября 2024 года

Во Владивостоке будут строить крупнотоннажные грузовые суда для российского торгового флота

Сегодня президент России осмотрел с борта катера «Ураган» площадку в бухте Промежуточная во Владивостоке, на которой «ОСК» запланировала создание новой судостроительной верфи. Предприятие будет специализироваться на строительстве крупнотоннажных грузовых судов для отечественного торгового флота.

Верфь сможет строить контейнеровозы грузоподъемностью до 6 тысяч TEU, балкеры и танкеры дедвейтом до 80 тысяч тонн, а также газовозы, способные перевозить до 170 тысяч кубометров сжиженного природного газа. Объем инвестиций в проект, по предварительным оценкам, составит около 5 миллиардов долларов.
19 августа 2024 года

Россия и Азербайджан договорились о совместном производстве танкеров класса река-море

Сегодня завершился двухдневный государственный визит президента России в Азербайджан. По итогам двухдневных переговоров стороны подписали целый ряд важных межправительственных соглашений. В заявлении для прессы Владимир Путин и Ильхам Алиев отметили в частности договоренность о совместном производстве нефтеналивных судов.

– Российская Объединенная судостроительная корпорация вместе с Бакинским судостроительным заводом приступает к выпуску современных танкеров класса река-море для перевозки нефтепродуктов. Их использование, в том числе на Азово-Черноморском и Каспийском маршрутах, позволит заметно нарастить поставки энергоресурсов на мировые рынки. Особо отмечу наши совместные планы по поводу реализации проекта «Север – Юг». Это позволит нам выйти к берегам Индийского океана и использовать эти маршруты во взаимной выгоде и к взаимному интересу – сказал российский лидер.
12 августа 2024 года
В этот день 12 августа 1840 года родился Чарльз Макгрегор, начальник разведки индо-британской армии в разгар Большой игры и автор доклада «Оборона Индии», который стал одной из фундаментальных основ долгосрочной британской стратегии противостояния с Россией.

Большая игра, или почему англичанка делает то, что делает?

В середине двадцатого века после утраты своих колоний, включая Индию, англичане могли бы прекратить враждовать с Россией, но этого не произошло. Отчасти дело было в необходимости противостоять коммунистической идеологии, которую продвигал Советский Союз. Но ведь в 1991 году СССР распался, а враждебность по отношению к русским осталась. Почему отношение Лондона к Москве не изменилось, и какую роль в этом играет грядущая революция в глобальной логистике?
8 августа 2024 года

Бартер: всё новое – это хорошо забытое старое

Агентство Reuters со ссылкой на три источника в сфере торговли и платежей сообщило о том, что Россия и Китай планируют начать использовать во взаимной торговле бартер. Ожидается, что первую бартерную сделку стороны могут провести уже осенью 2024 года. Так Москва и Пекин пытаются ограничить использование банковских систем, контролируемых Соединенными Штатами, считают собеседники агентства.

Прямой товарный обмен должен помочь российским и китайским компаниям обойти проблемы с платежами, снизить степень контроля западных регуляторов за двусторонними сделками и ограничить валютные риски. В феврале 2024 года Министерство экономического развития РФ разработало пошаговую инструкцию по внешнеторговым бартерным сделкам. Ознакомиться с документом можно на сайте ведомства. Китай в ближайшее время также должен опубликовать свои нормативные документы, регулирующие бартер.
7 августа 2024 года

Китай ужесточает правила экспорта своих гражданских беспилотников

Начиная с 1 сентября 2024 года власти КНР вводят двухлетний запрет на экспорт без лицензии определенных классов беспилотных летательных аппаратов, электродвигателей и тепловизоров. Правительственные учреждения, в том числе высший госорган по руководству всеми Вооруженными силами КНР – Центральный военный совет, объявили, что эти ограничения не направлены против какой-либо конкретной страны, хотя очевидно, что они связаны в первую очередь с военным конфликтом на территории Украины.

– Мы не продавали и не продаем участникам конфликта нашу продукцию военного назначения. Мы будем строго соблюдать меры экспортного контроля, обнародованные сегодня китайским правительством, – говорится в официальном заявлении пресс-службы крупнейшего в мире производителя БПЛА, китайской компании DJI. Эксперты, опрошенные агентством Bloomberg, уверены, что это решение Пекина может серьезно повлиять на ход боевых действий, учитывая, что власти КНР умеют добиваться от своих компаний соблюдения вводимых торговых ограничений.
1 августа 2024 года

Вашингтон хочет создать логистический коридор из Центральной Азии в Европу в обход России и Китая

Соединенные Штаты очень озабочены тем, чтобы помочь странам Центральной Азии экспортировать их товары на рынки Евросоюза в обход территорий РФ и КНР. Помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен, выступая на заседании сенатского комитета по иностранным делам, заявил, что одним из наиболее удобных каналов поставок может стать маршрут через территории Армении и Азербайджана.

– Страны Центральной Азии невероятно богаты, и сейчас их единственные варианты выхода на мировые рынки, по сути, лежат через Россию или Китай. Если мы сможем открыть маршрут, который будет пролегать через Азербайджан или Армению, то они получат доступ к мировым рынкам и гораздо меньше будут зависеть от Москвы и Пекина, – отметил О’Брайен.
29 июля 2024 года

На строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург выделят средства ФНБ по ставке не более 1% годовых

Сегодня пресс-служба правительства России сообщила о том, что инвестиционный проект по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург будет включен в перечень самоокупаемых. Это позволит привлечь до 300 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния по ставке не более 1% годовых.

Общий объем инвестиций в проект составит более 2 триллионов рублей. Их направят на организацию инфраструктуры, поставку высокоскоростных поездов и создание систем управления подвижным составом. Первый электропоезд для ВСМ планируется произвести в 2027 году. Протяженность новой трассы составит 680 километров. Составы будут двигаться по ней со скоростью от 200 до 400 км в час, что сократит время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом до 2 часов 15 минут.
26 июля 2024 года

На Азовском море планируется построить новый терминал паромных переправ

Сегодня комитет Совета Федерации по экономической политике направил в профильные ведомства предложение о строительстве нового терминала паромных переправ из Приморско-Ахтарска в Мариуполь и Бердянск. Расширение морской инфраструктуры в Азовском бассейне должно увеличить объемы перевозок грузов на новые территории и в Крым на четверть – до уровня выше 110-115 миллионов тонн в год. Стоимость строительства нового терминала, по предварительным расчетам, составит около 30 миллиардов рублей.

– Строительство нового терминала и запуск паромных переправ помогут наладить новые логистические маршруты и ускорить передвижение грузов, снимут часть нагрузки на Крымский мост летом, в туристический сезон. Не нужно будет ехать с фруктами или зерном лишние сотни километров по Крымскому мосту, не нужно будет добираться в Бердянск мимо Мариуполя через всю зону обстрелов. Сейчас расстояние Приморско-Ахтарск – Бердянск составляет более 500 километров, а дорога занимает почти восемь часов. Это время, бензин, усталость водителей, вопросы безопасности передвижения, – отметил в своем выступлении перед журналистами заместитель председателя комитета Дмитрий Ворона.
16 июля 2024 года

Скоростная автотрасса М-11 «Нева» стала полностью бесшовной и бессветофорной

Сегодня состоялось торжественное открытие финального участка трассы М-11 «Нева» – Cеверного обхода Твери. Введение его в строй позволяет сократить время поездки из Москвы в Санкт-Петербург почти на час. В церемонии принял участие Владимир Путин, который приехал на нее за рулем нового автомобиля Lada Aura, который в ближайшее время станет основным средством передвижения для большинства российских чиновников высшего звена.

– С открытием обхода Твери будет обеспечено непрерывное, бесшовное, бессветофорное скоростное движение между Москвой и Петербургом, сократится время в пути из Северо-Западной части страны до Самары, Казани, Екатеринбурга, Тюмени, появятся дополнительные, более удобные маршруты в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг», а значит, поездки между крупными экономическими, культурными, историческими центрами нашей страны станут быстрее, – отметил в своем выступлении президент России.
10 июля 2024 года

Минпромторг начинает компенсировать разработчикам БПЛА затраты на сертификацию их продукции

Сертификация летательных аппаратов – дело не только очень сложное, но и весьма дорогое. Это касается в том числе и беспилотников, которые стремительно завоевывают себе место под солнцем как в военной, так и в гражданкой сфере. Поэтому в прошлом году министерство промышленности и торговли впервые объявило конкурс среди российских производителей гражданских дронов, главной наградой в котором была заявлена компенсация расходов на получение сертификатов.

По итогам проведенного конкурса победителями стали четыре компании, которые получат гранты в общей сложности на 475 миллионов рублей в 2024-м и столько же в следующем году (по условиям конкурса, гранты двухлетние). Причем в данном случае речь идет не о категории легких дронов, которые сейчас активно используются на украинском фронте, а о летательных аппаратах среднего класса. В конкурсе беспилотников были следующие номинации: средний самолет (30–500 кг включительно), средний вертолет (30–500 кг включительно), средний мультикоптер (30–500 кг включительно) и тяжелый вертолет (более 500 кг).
9 июля 2024 года
В этот день 9 июля 1971 года начался тайный визит Генри Киссинджера в Пекин, в результате которого Соединенные Штаты и Китайская Народная Республика после 20 лет тяжелой вражды сумели достичь соглашения о налаживании дипломатических отношений и о создании условий для развития экономического сотрудничества. Эта поездка считается одним из наиболее значительных событий в истории геополитики ХХ века.

Треугольник Киссинджера: как России помириться с Западом и не поссориться с Китаем?

Какова вероятность того, что отношения России и Запада в ближайшие годы вернуться к норме, и наша страна снова сможет свободно продавать свои товары на рынках Европы и Соединенных Штатов, беспрепятственно покупая там то, что нам необходимо? Можем ли мы помириться с Западом, сохранив суверенитет и не поссорившись с КНР, и насколько поучительным для нас может оказаться опыт американо-китайской сделки, заключенной в начале 1970-х годов?
27 июня 2024 года

Японское правительство нашло оригинальный способ решения проблемы нехватки водителей грузовиков

В Японии, как и во всем мире, с каждым годом увеличивается дефицит водителей грузовых автомобилей (о фундаментальных причинах этой проблемы мы писали в одной из статей нашего блога). Согласно экспертным оценкам, в 2020 году в Стране восходящего солнца было 660 тысяч дальнобойщиков, а в 2030-м их число сократится до 480 тысяч.

Вчера пресс-служба правительства Японии опубликовала детали проекта, который должен частично компенсировать нехватку кадров в транспортной сфере. Речь идет о строительстве экспериментальной сети автоматизированных конвейерных лент, протяженностью 500 километров, которая соединит Токио и Осаку, заменив около 25 тысяч водителей. Ленты будут проложены в туннелях под крупными автомагистралями, на наземных путях посередине дорог и вдоль обочин автострад. По ним можно будет транспортировать грузы весом до одной тонны. Если пилотный проект окажется успешным, то подобные системы появятся в других японских префектурах.
19 июня 2024 года
В этот день 19 июня 1882 года в Санкт-Петербурге родился Георгий Александрович Ботезат – авиаконструктор, изобретатель и математик, построивший первый в мире мультикоптер, который впоследствии стал прообразом для современных беспилотных летательных аппаратов с несколькими винтами.

Мультикоптер: история создания популярного летательного аппарата

Несколько лет назад слова «квадрокоптер», «мультикоптер» и «дрон» были известны сравнительно узкому кругу людей, увлекавшихся авиамодельным спортом или высотной фото- и видеосъемкой. Сегодня три этих термина занимают почетные места в списках наиболее часто цитируемых в интернете терминов. А знаете ли вы, кто построил первый в мире квадрокоптер и кому пришла в голову называть многовинтовые летательные аппараты именно так?
19 июня 2024 года

Россия и КНДР оформили военный союз и договорились ускорить развитие экономического сотрудничества

Сегодня завершился двухдневный государственный визит Владимира Путина в Корейскую Народно-Демократическую республику. Страны заключили Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который охватывает большое количество областей взаимодействия. Основное внимание мировые средства массовой информации уделили пункту об оказании военной помощи в случае нападения на одну из стран (об особенностях государственного устройства Северной Кореи мы подробно писали в одной из статей нашего блога).

Однако в ходе длительных и содержательных переговоров (в общей сложности руководители двух стран общались более 10 часов) обсуждались и чисто экономические вопросы, касающиеся развития торговли между нашими государствами. В частности лидеры договорились ускорить реализацию нескольких важных проектов в области логистики. На пресс-конференции по итогам визита президент России в частности отметил:

– Хорошо работает межправкомиссия. Речь касается самых разных направлений нашего взаимодействия. Упомяну стратегически важный проект по модернизации железной дороги Хасан – Раджин с участием нашей компании «Российские железные дороги». Проводится реконструкция совмещенной колеи 1435/1520 мм от пункта пропуска Хасан на территории России до корейского порта Раджин, где построен современный мультимодальный перегрузочный терминал. Это всё используется в том числе в интересах третьих стран, в частности осуществлена поставка крупной партии угля китайским потребителям. Кроме того, между нашими странами восстановлено пассажирское железнодорожное сообщение.
6 июня 2024 года

России нужны два дополнительных железнодорожных выхода к Севморпути в районе Урала и Сибири

Сегодня на Петербургском международном экономическом форуме выступал специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. В основном он говорил о развитии Северного морского пути, отметив в частности следующее:

– Сейчас грузы, отправляемые по СМП, можно завозить по железной дороге только через Мурманск в европейской части России или через Владивосток на Дальнем Востоке, что увеличивает загруженность Восточного полигона. Конкурентоспособность СМП вырастет, если к нему будут подведены два дополнительных железнодорожных выхода в районе Урала и Сибири. Эти выходы помогут распределить грузы по всей протяженности транспортного коридора.
4 июня 2024 года

Львиную долю расходов по развитию российских портов должен взять на себя бизнес

Сегодня в Совете Федерации с докладом о задачах федерального проекта «Развитие опорной сети морских портов» выступил министр транспорта Роман Старовойт. По его словам, на период с 2025 по 2030 годы расходы на реализацию проекта должны составить 541 миллиард рублей. На эти деньги планируется провести 30 мероприятий в 16 портах.

При этом в Федеральном бюджете на эти цели выделен лишь 41 миллиард, то есть около восьми процентов от общей суммы. Остальные расходы должен взять на себя бизнес. В списке ключевых мероприятий значится развитие угольного морского терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский в Хабаровском крае, строительство универсального перегрузочного комплекса АО «Новороссийский судоремонтный завод» и многофункционального грузового района в порту Корсаков в Сахалинской области, а также создание Западного транспортного логистического узла для перевалки контейнерных грузов.
28 мая 2024 года

Президент России пообещал помочь Узбекистану с выходом на внешние рынки

Сегодня завершился государственный визит Владимира Путина в Узбекистан. Это была третья зарубежная поездка российского лидера после его победы на президентских выборах. Первые две были в Китай и в Беларусь. Последовательность визитов традиционно интерпретируется экспертами в качестве своего рода расстановки внешнеполитических приоритетов. Очевидно, что отношения со странами Центральноазиатского региона очень важны для России, а Узбекистан, будучи крупнейшим по населению государством региона, остается также и одним из самых надежных партнеров нашей страны, развитие сотрудничества с которым открывает огромные возможности для бизнеса.

Визит оказался крайне содержательным и продуктивным. Отвечая на вопросы журналистов по итогам поездки, президент России, среди прочего, отметил важный момент, связанный с особым географическим положением Узбекистана, который граничит только со странами, не имеющими выхода в мировой океан: «Есть проблема для Узбекистана, которая заключается в том, что у него нет выхода к морю, к океану. Здесь мы тоже могли бы вместе с другими партнерами предпринять шаги, чтобы помочь нашим друзьям в Узбекистане решить эту логистическую задачу, создать необходимые условия для выхода на внешние рынки. Здесь нам тоже есть, о чем поговорить».
24 мая 2024 года

Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» будет продлен до 2030 года

В отчете российского правительства Государственной Думе, состоявшемся в апреле, есть пункт о необходимости продления национального проекта «Международная кооперация и экспорт», срок действия которого заканчивается в этом году. Кабмин предлагает продлить его до 2030 года, сделав главным приоритетом развитие несырьевого неэнергетического экспорта. К этой категории относятся, в частности, поставки продукции агропромышленного комплекса, а также промышленной продукции — химикатов, удобрений, камня, чугуна и стали, цветных и драгоценных металлов.

По предварительным оценкам, за ближайшие шесть лет российский несырьевой неэнергетический экспорт должен вырасти до 250 миллиардов долларов, из которых на промышленные товары придется около 195 миллиардов и 55 миллиардов — на продукцию АПК. Наиболее перспективными направлениями в Минпромторге считают страны Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Для продвижения российского экспорта в дружественных странах планируется создание новых транспортно-логистических центров. Кроме того, будет ускорена «раскатка» ключевых международных транспортно-логистических коридоров (МТЛК) — это Северный морской путь и «Север-Юг», а также МТЛК в направлении Латинской Америки и Африки.
15 мая 2024 года
В этот день 15 мая 1885 года был торжественно открыт для прохода судов канал, который соединил Санкт-Петербург с Кронштадтом и превратил город на Неве в полноценный морской порт.

Петербургский морской канал: последний мегапроект короля импортозамещения

Когда Петербург стал морским портом? Ответ кажется очевидным – с момента основания города в 1703 году. На самом деле это не совсем так. Вплоть до конца XIX века три четверти торговых судов, приходящих в столицу Российской империи из других стран, обслуживались в Кронштадте, а не в Петербурге, так как фарватер, ведущий в Неву был слишком мелким. Почему проблему так долго не удавалось решить, и какую роль в ее решении сыграл знаменитый русский промышленник Николай Путилов?
14 мая 2024 года

У российской кораблестроительной отрасли появился влиятельный куратор

Сегодня прояснилась ситуация вокруг отставки Николая Патрушева с должности секретаря Совета безопасности и его «перевода на другую работу». На сайте Кремля опубликована информация о том, что Николай Платонович получил пост помощника президента и будет заниматься в Администрации вопросами развития российского кораблестроения. Это назначение финализирует процесс создания управленческого контура в важнейшей отрасли нашей промышленности после передачи в октябре 2023 года банку ВТБ контрольного пакета акций Объединенной судостроительной корпорации.

Николай Патрушев родился в 1951 году в Ленинграде. В 1974 году он окончил Приборостроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института, после чего некоторое время работал инженером в институтском конструкторском бюро. После окончания высших курсов КГБ перешел на работу в контрразведку. В апреле 1999 года он стал первым заместителем директора ФСБ (тогда — Владимира Путина), а спустя четыре месяца был назначен директором ФСБ, прослужив в этой должности десять лет. В 2008 он занял пост секретаря Совет безопасности РФ.
2 мая 2024 года

На третий этап модернизации БАМа и Транссиба выделено 3,7 триллиона рублей

Сегодня на оперативном совещании кабинета министров Михаил Мишустин объявил об утверждении третьего этапа инвестиционного проекта модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, который планируется завершить до 2035 года. Общая стоимость работ в рамках этого этапа составит более 3,7 триллионов рублей.

Эти средства будут направлены на строительство дополнительных путей, разъездов, тоннелей, мостов и других объектов, а также на создание современной социальной инфраструктуры. Среди первоочередных задач: строительство второго Северомуйского, второго Кодарского и второго Кузнецовского тоннелей БАМа, а также нового железнодорожного моста через реку Амур.
26 апреля 2024 года

Трамп обещает бороться с дедолларизацией, когда и если станет президентом

Сегодня агентство Bloomberg опубликовало материал, в котором со ссылкой на экономических советников Дональда Трампа говориться о том, что в случае повторного избрания его президентом США одним из главных приоритетов его администрации станет борьба с процессом дедолларизации, набирающим обороты во всем мире. Среди возможных вариантов противодействия отказу от доллара рассматриваются: введение мер экспортного контроля, штрафы, а также обвинения в валютной манипуляции и тарифы.

Основной мишенью возможных санкций, по мнению источника агентства в окружении кандидата в президенты от Республиканской партии, станут прежде всего страны БРИКС, наиболее явно выступающие за постепенный уход от использования американской валюты в международных расчетах. В марте этого года экс-президент уже довольно ярко высказывался на тему дедолларизации: «Ненавижу, когда страны отказываются от доллара. Я не позволю странам отказаться от доллара, потому что если мы потеряем этот стандарт, это будет равносильно проигрышу в революционной войне. Это будет удар по нашей стране, сравнимый с проигрышем в войне», – отметил тогда Трамп.
23 апреля 2024 года

Россия собирается строить порт и создавать лизинговую компанию в Африке

Сегодня, выступая на международной промышленной выставке «Иннопром. Центральная Азия», директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Роман Чекушов сообщил о том, что российское правительство рассматривает возможность строительства нового порта или даже нескольких портов в Африке. В северной части континента речь идет прежде всего об Алжире и Египте, на западном побережье – о Сенегале, а на восточном – о Танзании. Цель проекта – обеспечение быстрорастущего грузопотока между Россией и Африкой.

Ранее пресс-служба кабмина сообщала о том, что в плане модификации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» предусмотрено создание в Африке лизинговой компании, которая должна будет заниматься обслуживанием экспортных операций. В качестве наиболее вероятной «опорной структуры» называлась компания «Газпромбанк лизинг».
12 апреля 2024 года
В этот день 12 апреля 1861 года в Соединенных Штатах Америки началась гражданская война, в которой погибло больше американцев, чем в Первой и Второй мировых войнах вместе взятых.

Каковы были причины гражданской войны в США, и может ли она повториться?

В последнее время участились разговоры о возможности начала в Штатах новой гражданской войны, которая может спровоцировать мировой экономический кризис. Чтобы оценить вероятность повторения кровавых событий середины XIX века, имеет смысл вспомнить, из-за чего тогда спорили северные и южные штаты. Самое интересное, что в основе нынешнее противостояние демократов и республиканцев лежат по сути те же противоречия, которые полтора века назад привели к тяжелейшей братоубийственной войне.
8 апреля 2024 года

Проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург переходит в стадию практической реализации

Проект создания высокоскоростной железной дороги из Москвы в Санкт-Петербург обретает реальные финансовые очертания. На сайте президента России опубликовано поручение, согласно которому правительству в 2025 году должно выделить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) не менее 300 миллиардов рублей для строительства магистрали. Деньги предоставят по ставке не более 1% годовых с капитализацией процентов в первые десять лет. Срок выполнения поручения установлен до 1 июля 2024 года.

Кроме того, в 2024–2028 годах планируется предоставить капитальный грант за счет средств федерального бюджета на сумму 28,5 миллиардов рублей на выкуп земельных участков для строительства объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проекта. В целом финансовая модель ВСМ включает 580 миллиардов рублей из ФНБ, а также облигации «Газфонда» на сумму 290 миллиардов рублей.
3 апреля 2024 года

На остров Сахалин с материка скоро можно будет проехать по мосту

Владимир Путин в разговоре с главой Сахалинской области Валерием Лимаренко подтвердил намерение российского правительства осуществить проект строительства моста на остров: «Сама по себе тема важная, я согласен. Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком. И развитие пойдет там другими темпами, уверен абсолютно», – сказал президент России.

Конкретного проекта пока не существует. Расчеты стоимости строительства тоже проведены очень приблизительно. По словам главы региона, возведение самого моста обойдется в 300 миллиардов рублей. Примерно столько же будет стоить создание подъездных путей к нему. Для реализации проекта может быть использован механизм концессионного соглашения. По итогу разговора президент дал поручение правительству заняться детальной проработкой вопроса. Исходя из опыта реализации проекта строительства Крымского моста, можно предположить, что в ближайшие несколько лет Сахалин наконец получит надежную связь с Большой землей.
29 марта 2024 года

Утвержден проект строительства высокоскоростной автомагистрали Санкт-Петербург – Владивосток

Сегодня правительство России утвердило проект строительства высокоскоростной автомобильной дороги, которая протянется от Санкт-Петербурга до Владивостока. Отдельные участки будущей многополосной трансконтинентальной магистрали уже существуют, на других строители в ближайшее время начнут заниматься прокладкой подъездных путей и созданием обходов крупных городов. На пресс-конференции после заседания коллегии Минтранса вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал о некоторых деталях проекта:

– Участок от Санкт-Петербурга до Москвы, включая обход Твери, будет запущен уже 17 июля этого года. Трасса до Казани полностью готова. До конца нынешнего года мы планируем доехать до Екатеринбурга, одновременно продолжаем работу на участке Екатеринбург – Тюмень. Параллельно с этим мы ведем работу по обходу городов, например, Тюмени и Омска, занимаемся расширением федеральных дорог с двух до четырех полос. То есть мы разложили всю дорогу по интенсивности, разложили по деньгам, и до 2030 года везде, где есть узкие места, которые являются лимитирующими, мы планируем завершить работы.
28 марта 2024 года

В 2023 году по Северному морскому пути было перевезено 36 миллионов тонн грузов

Согласно отчету Минтранса России, объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2023 году составил рекордные 36,25 миллиона тонн, что в пять раз больше лучших показателей советского времени. Заместитель председателя правительства РФ Александр Новак, отвечающий за развитие маршрута, считает, что в следующем году по нему будет перевезено как минимум на 10% грузов больше.

«Мы рассчитываем, что на 2024 год мы должны выйти на уровень около 40 миллионов тонн. Транзит, возможно, будет несколько больше, чем в 2023 году. В прошлом году было 2,1 миллиона тонн, а в 2024-м будет около 2,5–3 миллионов тонн. Львиную долю составят перевозки нефти и газа с сырьевых проектов, которые реализуются в арктической зоне России. Также планируется перевозить продукцию «Норникеля», везти транзитом другие грузы на восток СМП из Мурманска», — отметил вице-премьер.
27 марта 2024 года

Россия поддержала инициативу создания зерновой биржи БРИКС

В ближайшее время на зерновом рынке грядут кардинальные перемены. Россия и другие страны, входящие в состав БРИКС, намерены создать собственную зерновую биржу. По сути это будет означать конец безраздельного доминирования на мировом рынке зерна западных и в первую очередь американских компаний.

Зерновая биржа стран БРИКС объединит крупнейших в мире покупателей и экспортеров зерновых культур. По данным министерства сельского хозяйства РФ, в прошлом году на страны-члены БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) пришлось около 42% мирового производства (почти 1,2 миллионов тонн) и 40% мирового потребления. В этом году с учетом Саудовской Аравии, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана и Эфиопии объем производства зерна в блоке составит более 1,24 миллиардов тонн, а потребление — 1,23 миллиардов тонн.
20 марта 2024 года
В этот день 20 марта 1914 года американский инженер Август Чарльз Фрюхауф представил изобретенный им автомобильный полуприцеп, с которого началось триумфальное шествие этого вида транспорта по планете.

Кто изобрел автомобильный полуприцеп?

Одним из самых ярких инженерных озарений ХХ века в области грузовых перевозок стало изобретение полуприцепа. Как появилась идея его создания, и почему он так стремительно завоевал популярность, оттеснив обычный прицеп на второй план?
13 марта 2024 года

В апреле в России заработает национальная цифровая транспортно-логистическая платформа

Начиная с 1 апреля в Российской Федерации начнется тестирование национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). На первом этапе с ее помощью можно будет отслеживать грузопотоки в морских портах. Далее в течение девяти месяцев планируется поэтапно запустить в работу четыре сервиса: «единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов; цифровой профиль участника платформы; предоставление информации о движении грузов (прослеживаемость); предоставление информации о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры.

В 2025 – 2026 годах должны войти в строй еще восемь сервисов и подсистем к НЦТЛП, с тем чтобы в первом квартале 2027 года запустить всю систему в опытную эксплуатацию. В базовую архитектуру НЦТЛП войдет портал сервисов для взаимодействия с федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления. Для этого будет налажен обмен данными с инфосистемами налоговой и таможенной служб, КПС «Портал Морской порт», госсистемой электронных перевозочных документов, Госуслугами и т.п. Также запланирована интеграция НЦТЛП с зарубежными логистическими платформами. Пока рассматриваются китайская LOGINK, индийская ULIP и ИИС ЕАЭС.
29 февраля 2024 года

В развитии БАМа и Транссиба мы в свое время «зевнули», но теперь должны наверстать и наверстаем

Сегодня Владимир Путин выступил с очередным посланием Федеральному собранию. Вот, что он сказал по поводу развития инфраструктуры в нашей стране:

– Основой транспортного коридора «Север – Юг», который свяжет Россию со странами Ближнего Востока и Азии, станут не только автомобильные маршруты, но и бесшовное железнодорожное сообщение на всем протяжении от наших портов на Балтике и Баренцевом море до побережья Персидского залива и Индийского океана. Мы будем наращивать пропускную способность железных дорог в южном направлении, что позволит активно использовать портовые мощности Азовского и Черного морей.

Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог – БАМа и Транссиба. В свое время мы, извините за моветон, «зевнули» немножко, вовремя кое-что не сделали, ну ладно – теперь должны наверстать и наверстаем. До 2030 года их пропускная способность возрастет со 173 до 210 миллионов тонн в год. Одновременно должны получить развитие и порты Ванино и Советская Гавань.

В зоне особого внимания – дальнейшее развитие Северного морского пути. Мы приглашаем зарубежные логистические компании и государства активно использовать возможности этого глобального транспортного коридора. В прошлом году по нему прошло 36 миллионов тонн груза. Обращаю Ваше внимание, коллеги: это в пять раз больше рекордного показателя во времена Советского Союза – в пять раз! Обеспечим круглогодичную навигацию на Севморпути. Будем увеличивать обороты наших северных портов, включая Мурманский транспортный узел, и, конечно, наращивать арктический флот, – отметил в своем выступлении президент России.
20 февраля 2024 года
Сегодня специалисты группы компаний «Бамтоннельстрой-Мост» завершили проходку нового (второго) Дуссе-Алиньского тоннеля протяжённостью 1824 метра. Бригады тоннельщиков сошлись на 950-м метре со стороны восточного портала. Министр транспорта России Виталий Савельев, принимавший участие в торжественной церемонии, сказал: «Символично, что сбойка тоннеля проходит в год 50-летия с начала строительства БАМа».

Трое суток секса за ударный труд, или как строили Дуссе-Алиньский тоннель

Первые строительные работы на БАМе стартовали в 1932 году, а не в 1974-м, от которого обычно ведут отсчет истории магистрали. Однако в советское время об этом предпочитали стыдливо умалчивать потому, что подавляющую часть рабочих и значительную часть инженеров на строительстве дороги в 1930-40-х годах составляли заключенные. Для того, чтобы мотивировать их трудиться ударными темпами, руководство лагерей порой шло на весьма неординарные меры.
19 февраля 2024

Доходы Египта от проводки судов по Суэцкому каналу сократились вдвое

Сегодня, выступая на открытии Международной энергетической выставки-шоу EGYPES-2024, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявил о том, что Суэцкий канал, являющийся одним из главных источников доходов страны, в последнее время дает в два раза меньше денег, чем прежде.

– Ситуация в секторе Газа и связанные с ней события сказываются и на Египте: в частности, Суэцкий канал раньше приносил не менее десяти миллиардов долларов каждый год, однако сейчас мы наблюдаем снижение доходности на 40-50%, – отметил египетский лидер.

По данным руководителя управления Суэцкого канала Усама Рабиа, в январе доходы канала сократились на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество судов, прошедших по Суэцкому каналу, снизилось на 30% при уменьшении тоннажа на 41%. В целом из-за атак йеменских хуситов на суда в Красном море объем мировой торговли сократился более, чем на процент. Сейчас среднее число контейнеров, ежедневно перевозимых по Красному морю, не превышает 200 000 штук, в то время, как в октябре 2023-го по этому маршруту каждый день доставлялось более 500 000 контейнеров.
15 февраля 2024 года

Мурманский порт принял первое судно типа Panamax

Пресс-служба «Национальной транспортной компании» сообщила, что отныне Мурманский морской торговый порт может принимать суда класса Panamax. Сегодня к нему причалило первое такое судно – «AYTEN CEBI», плавающее под флагом Мадейры. Для того, чтобы это стало возможно, проектную глубину одного из причалов увеличили до 12,35 метра, а длину причальной линии – до 284 метров. В реализацию проекта было инвестировано 3,6 миллиардов рублей.

Причал №2, о котором идет речь, был построен в 1916 году и реконструирован в 1962 году. На момент начала работ причал не эксплуатировался уже на протяжении десяти лет. Проведенная вторая реконструкция позволила увеличить мощность причала до 5 миллионов тонн в год.
12 февраля 2024 года

Европейский центробанк боится импортозамещения

На сайте ЕЦБ опубликован доклад «Макроэкономические последствия переориентации глобальных цепочек поставок», посвященный исследованию среднесрочных и долгосрочных эффектов импортозамещения в Европе. Отвечая на протекционистские меры со стороны Соединенных Штатов и Китая, руководство ЕС взяло курс на стимулирование внутреннего производства с целью отказаться от ввоза извне некоторых видов промышленной продукции.

При этом негативные последствия, которые может вызвать импортозамещение, пугает еврочиновников едва ли не больше, чем риск остаться в какой-то момент без нужных китайских или американских товаров. «Попытка снизить зависимость от иностранных поставщиков и дополнительно стимулировать внутреннее производство в Европе может обернуться не только крупными тратами «переходного периода», но и долгосрочным негативом – от ускорения инфляции до сокращения объема глобальной торговли» – отмечается в документе.
26 января 2024 года
Сегодня на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась закладка универсального атомного ледокола «Ленинград». Судно будет построено в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути» и станет пятым серийным или шестым по счету атомным ледоколом проекта 22220.

Кто и когда построил первый в мире ледокол?

На сегодняшний день Россия обладает самым мощным и многочисленным ледокольным флотом в мире. И только у нас в распоряжении есть атомные ледоколы. А с чего всё начиналось? Когда в нашей стране появился первый ледокол?
19 января 2024 года

Йеменские хуситы атаковали американский танкер Chem Ranger в Аденском заливе

Вчера около 21:00 по местному времени в Аденском заливе произошла ракетная атака на принадлежащий Соединенным Штатам танкер Chem Ranger. Сообщение об обстреле судна баллистическими ракетами размещено в официальном аккаунте Центрального командования Пентагона в социальной сети X. Инцидент произошел в 87 милях юго-восточнее йеменского порта Эль-Мукалла. По данным американских военных, ракеты упали в воду, не причинив судну никакого вреда.

Йеменский телеканал Al Masirah со ссылкой на военное руководство движения «Ансар Аллах» распространило информацию о том, что ракеты, выпущенные по танкеру, перевозящему горючее для нужд армии США, попали в цель. Вне зависимости от того, чьи сведения верны, сам факт обстрела нефтеналивного судна на важнейшем транспортном маршруте несомненно добавит аргументов в пользу временного отказа от использования Суэцкого канала.
12 января 2024 года

Атаки йеменских хуситов привели к удвоению ставок морского фрахта

Газета «Financial Times» со ссылкой на аналитиков лондонской судоходной компании Clarksons, опубликовала информацию о том, что число контейнеровозов в устье Красного моря, которые следуют в Суэцкий канал или из него, в первую неделю января сократилось на 90% в годовом выражении. Одновременно с этим, кратно возросло количество судов, идущих в обход Африки. Если 21 декабря 2023 года по этому маршруту двигалось 155 судов вместимостью 1,9 млн TEU, то по данным на 9 января 2024 года вдоль мыса Доброй Надежды шло уже 364 контейнеровоза вместимостью 4,2 млн TEU.

Удлинение пути привело к росту сроков доставки из Азии в Европу с семи до двадцати дней, а также к удвоению ставок фрахта. К примеру, цена доставки контейнера из Шанхая в Роттердам увеличилась с 1 667 долларов США в декабре 2023 года до 3 577 долларов в январе 2024-го, а стоимость транспортировки контейнера из Шанхая в Геную выросла с 1 956 до 4 178 долларов.
10 января 2024 года

Правительство России планирует кратно увеличить протяженность и количество беспилотных коридоров

Агентство «РИА Новости» со ссылкой на зампреда российского правительства Дмитрия Чернышенко сообщило о том, что к 2030 году протяженность беспилотных коридоров в нашей стране вырастет до 19,5 тысяч километров. Их число также планируется увеличить. На сегодня в России действует девять экспериментальных режимов для тестирования беспилотных систем: три наземных и шесть авиационных.

Первым этапом проекта «Беспилотные логистические коридоры» стал запуск автономных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева». По ней беспилотные грузовики уже прошли около шестисот тысяч километров без единой аварии и перевезли более десяти тысяч тонн грузов. Дальнейшее активное внедрение грузовых дронов, по расчетам Минтранса, должно привести к увеличению на 25% средней скорости коммерческих перевозок и к снижению себестоимости транспортировки грузов, что, в свою очередь, позволит кратно увеличить долю России в перевозках на маршруте «Китай – Европа».
1 января 2024 года

В Красном море горит контейнеровоз компании Maersk

Йеменские хуситы сделали своеобразный новогодний подарок руководству Maersk, да и всем грузоперевозчикам, использующим маршрут через Суэцкий канал. В субботу вечером они атаковали контейнеровоз Hangzhou, принадлежащий датской компании. Контейнеровоз шел под флагом Сингапура.

Примерно в 20:30 по местному времени, когда судно находилось в южной части Красного моря, с территории, контролируемой движением «Ансар Аллах», была выпущена баллистическая ракета, которая попала в контейнеровоз, вызвав сильный пожар. Начиная с 19 ноября 2023 года, это была уже двадцать третья атака хуситов на коммерческое судно, связанное, по их мнению, с Израилем.
Следующая