Новости международной логистики, торговли и грузовых перевозок

28 сентября 2025 года
В этот день 28 сентября 2019 года началось плавание Филипа Била из Туниса в Доминиканскую Республику на судне «Финикия», которое представляло собой копию древнего финикийского корабля, построенную с использованием аутентичных технологий и материалов. Целью экспедиции было доказать гипотезу о том, что финикийские мореплаватели могли достичь Америки задолго до викингов и Христофора Колумба.

Финикия – первая морская торговая империя в истории человечества

Когда человек научился строить суда? Точного ответа на этот вопрос наука не дает. Считается, что примитивные плавательные средства появились у людей примерно десять тысяч лет назад. В середине шестого тысячелетия до нашей эры египтяне научились использовать парус, а первые корабли, способные совершать дальние океанские походы появились четыре тысячи лет спустя у финикийцев, создавших огромную морскую империю, модель которой впоследствии использовали венецианцы и британцы.
23 сентября 2025 года

Пропускная способность контейнерных терминалов в мире растет небывалыми темпами

Согласно последнему отчету британской консалтинговой компании Drewry, Глобальная пропускная способность контейнерных терминалов в 2025 году продолжает быстро увеличиваться. Перевозчики, располагающие большим объемом свободных средств, вложили часть своей пандемической прибыли в развитие терминалов, преследуя двойную цель: контролировать производительность и расходы в ключевых портах-перевалочных пунктах, а также улучшать связи между своими растущими морскими и наземными транспортными сетями. В частности, компании MSC и CMA CGM значительно расширили свои портфели терминалов за последние пять лет, и ни одна из них не демонстрирует признаков желания замедлять активность в этой сфере.

Прогнозируется, что глобальная пропускная способность контейнерных перевозок вырастет в 2025 году на 4,8%, то есть на 64 миллиона TEU, что станет самым большим годовым ростом в абсолютном выражении со времен мирового финансового кризиса. Это отражает благоприятную рыночную конъюнктуру сразу после пандемии, которая характеризовалась повсеместной перегрузкой портов и терминалов, вызвавшей волну проектов по их модернизации и расширению.
20 сентября 2025 года

«Росавтодор» приоткрыл «окно Овертона» и изящно забросил в него идею сделать все российские дороги платными к 2030 году

Вчера в Казани завершился международный форум «Kazan Digital Week». Наибольшие резонанс вызвало выступление там заместителя начальника управления регионального развития и реализации национального проекта федерального дорожного агентства Росавтодор Дениса Кирюхина, который заявил, что проезд по всем дорогам России может стать платным уже к 2030 году. По его словам, в перспективе имеет смысл перейти «к некоей социальной справедливости» по принципу «кто пользуется инфраструктурой, тот и платит».

– Это пока только в рамках обсуждения, но тем не менее… С бюджетом есть ограничения, растет стоимость строительных ресурсов, содержания. Когда принимались законы о дорожных фондах, не учитывались современные тенденции, в том числе электроавтомобили, – отметил господин Кирюхин.

Сегодня официальный представитель Минтранса Николай Шестаков выступил с заявлением по этому вопросу: «Данное мнение было высказано отдельным спикером в ходе экспертной дискуссии. Министерство не поддерживает эту инициативу», — отметил он. В том же ключе высказался первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рифат Шайхутдинов, подчеркнув, что подобное решение противоречило бы Конституции: «В нашем комитете такая инициатива не обсуждалась, впервые слышу про нее. Я думаю, что она не получит поддержку, потому что у нас право на свободное передвижение граждан зафиксировано в Конституции».
5 сентября 2025 года

Единый режим ТОРов будет распространен на всей территории Дальнего Востока и Арктики

Сегодня во Владивостоке состоялось пленарное заседание Х Восточного экономического форума. Главным спикером был Владимир Путин, который предложил объединить территории опережающего развития Дальнего Востока и Арктики:

– Инструмент ТОРов доказал свою эффективность, помог запустить множество инвестпроектов, системно поддержать предпринимателей, компании на самом важном этапе – в период строительства, налаживания производства и выхода на проектные мощности. На Дальнем Востоке создано 18 территорий опережающего развития. В них работают более трехсот резидентов, которые вложили почти четыре триллиона рублей инвестиций и создали 95 тысяч новых рабочих мест. Уже не раз Правительство принимало решения расширить границы конкретных ТОРов под новые проекты.

Сейчас с учетом накопленного успешного опыта предлагаю сделать кардинальный шаг, а именно: что называется, бесшовно, с сохранением условий для действующих инвесторов запустить на всей, подчеркну, на всей территории Дальнего Востока и Арктики единый преференциальный режим для бизнеса. И сделать это нужно с 1 января 2027 года. Речь идет о том, чтобы упростить использование инструментов поддержки предпринимателей, компаний, их новых проектов. Иными словами: куда бы ни пришел инвестор, в любой дальневосточный или арктический регион, город, поселок, он везде будет иметь право на льготы, – отметил президент России.
5 сентября 2025 года

Трансарктический коридор откроет прямой доступ грузам из Сибири и с Урала на морские трассы Арктики

Сегодня, выступая на пленарном заседании X Восточного экономического форума, Владимир Путин подробно остановился на теме развития Трансарктического коридора:

– Мы будем развивать Трансарктический коридор. Мы всё время говорим про Северный морской путь. Но если вы обратили внимание, я говорю про Трансарктический коридор, потому что мы пришли к выводу, что нужно оперировать соображениями большего масштаба, и нужно, чтобы эта артерия действовала в комплексе со всеми прилегающими к Северному морскому пути территориями и с их возможностями. Это комплексная система, которая должна объединить морской, железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Она позволит использовать потенциал наших крупнейших рек, таких как Обь, Енисей и Лена. Всё должно работать в единой системе.

Нам предстоит не только прокладывать надежные, безопасные морские маршруты в Арктике, выходить на круглогодичную работу Трансарктического коридора. Впереди и работа, что называется, «на берегу». Имею в виду развитие связи и навигации, систем обслуживания судов и аварийно-спасательной инфраструктуры. И конечно, речь идет о модернизации морских портов в Арктике и на Дальнем Востоке. Трансарктический коридор должен работать в первую очередь в интересах отечественной экономики и наших регионов Дальнего Востока, Сибири, Арктики, учитывать кооперацию между ними и открывать новые возможности для бизнеса. И здесь подчеркну два потенциально значимых направления развития. Первое – это создание современных центров судостроения. Они должны будут выпускать всю линейку судов для работы на маршруте: от буксиров и судов снабжения до балкеров и газовозов ледового класса, а также сверхмощных ледоколов. И второе, чтобы повысить эффективность и устойчивость Трансарктического коридора, нужно открыть прямой доступ грузам из Сибири, с Урала на морские трассы Арктики, – сказал президент России.
31 августа 2025 года

Америка может попытаться перекрыть экспорт венесуэльской нефти в Китай

Сегодня Financial Times сообщила о том, что Соединенные Штаты направили к берегам Венесуэлы восемь военных кораблей с личным составом четыре с половиной тысячи человек. Пять из этих восьми кораблей оснащены крылатыми ракетами «Томагавк». В частности, в ночь на 30 августа через Панамский канал проследовал ракетный крейсер Lake Erie, имеющий на вооружении восемь противокорабельных комплексов «Гарпун», установку вертикального пуска на 122 ячейки для ракет «Томагавк», а также боевую информационно-управляющую систему «Иджис».

Интересная деталь: три корабля, входящих в состав эскадры, предназначены для проведения десантных операций. По официальной версии, эта внушительная военная мощь направляется в Карибский регион для борьбы против венесуэльских наркокартелей. На деле, исходя из анализа состава группы, эксперты предполагают, что у нее может быть две задачи. Задача максимум – оказать поддержку силам оппозиции, которые могут в очередной раз совершить попытку государственного переворота в Венесуэле, а задача минимум – попугать Пекин возможной блокадой поставок нефти из Венесуэлы накануне американо-китайских торговых переговоров. Решиться ли Трамп на реальную морскую блокаду Венесуэлы? Едва ли, хотя это несомненно укрепило бы его репутацию политика, действующего по принципу: «Держите меня семеро!»
29 августа 2025 года

Поездами ВСМ будет управлять искусственный интеллект

Сегодня, выступая на Международном железнодорожном форуме пространства
1520 «PRO//Движение.ЭКСПО», проходящем в Музее железных дорог России, гендиректор РЖД Олег Белозеров сообщил о том, что поезда создаваемой первой российской высокоскоростной железнодорожной магистрали планируется сделать беспилотными.

– Мы видим, и разработки подтверждают, что поезд в будущем будет высокоавтоматизированным, в конечном счете, беспилотным, и управлять этим поездом будет искусственный интеллект, — отметил он. На сегодняшний день реализация проекта ВСМ идет полным ходом. Более двадцати процентов элементов поезда уже произведены и проходят испытания. Некоторые образцы, включая двигатель, были представлены на форуме.
19 августа 2025 года
Вчера на встрече Дональда Трампа с Владимиром Зеленским и его европейской группой поддержки один из самых воинственных антироссийских ястребов, президент Финляндии Александр Стубб выступил с невероятно прогрессивной инициативой – решить российско-украинский конфликт в духе Московского перемирия 1944 года, заложившего фундамент для добрососедских отношений Москвы и Хельсинки в послевоенный период. Таки держать товарищ!

Финляндизация Украины, или как спалился агент «Гольфист»

В преддверии завершения специальной военной операции на территории бывшей УССР условия советско-финского Соглашения о перемирии 1944 года стоит рассмотреть более детально, ибо они вполне могли бы стать основой мирного договора между Россией и Украиной.
14 августа 2025 года

В России скоро должен появиться закон, регламентирующий работу роботов-доставщиков на улицах

Несмотря на весьма внушительный уровень заработной платы, в России фиксируется растущий дефицит кадров в сфере доставки мелких грузов. По оценкам экспертов, сектору не хватает уже порядка миллиона человек! Введение ограничений на работу мигрантов в этой сфере усилило проблему. Решением может стать активное использование роботов-доставщиков. Однако процесс их внедрения в отрасль тормозится отсутствием нормативной базы.

Вчера в интервью агентству «РИА Новости» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал о том, что в правительстве начали разрабатывать экспериментально-правовой режим (ЭПР) для регулирования движения роверов (роботов-доставщиков) по дорогам российских городов. Минэкономразвития на сайте regulation.gov.ru опубликовало для обсуждения соответствующей проект постановления правительства РФ, в котором сформулированы основные положения ЭПР. Тестирование работы роверов уже идет в Москве, в Иннополисе, в Сириусе и в некоторых других местах. По результатам тестирования и обсуждения проекта постановления будет выработан окончательный документ, который поступит на утверждение кабмина.
6 августа 2025 года

В России могут ограничить использование устаревших отечественных и иностранных судов

Сегодня зампреды правительства России Денис Мантуров и Виталий Савельев провели совещание по мерам стимулирования обновления российского флота. На нем обсуждались возможные варианты ограничений на эксплуатацию ветхих судов с учетом необходимости стимулирования отечественного судостроительного производства, с одной стороны, и соблюдения интересов транспортных компаний и судовладельцев, с другой. Отправной точкой стало обращение председателя правления ВТБ и главы совета директоров ОСК Андрея Костина к Владимиру Путину с предложением ограничить использование устаревших судов в российских водах независимо от флага и расширить программы господдержки для модернизации флота.

В качестве возможного возрастного критерия рассматривается 30 лет, хотя окончательное решение не принято. Специалисты указывают на то, что единый подход к судам разных классов, эксплуатируемым в разных условиях, не является правильным. Например, некоторые речные пассажирские суда возрастом 50, 60 и даже 80 лет при надлежащем обслуживании могут безопасно эксплуатироваться в пресной воде, особенно учитывая короткий навигационный период в отдельных регионах, тогда как для морских судов планка в 25-30 лет может быть разумной. По итогам совещания Минтрансу, Минпромторгу, Минэнерго и Минэкономразвития поручено сформировать и выверить совместно с грузоотправителями реестр судов, попадающих под списание и требующих замены в последующие годы, и, исходя из его объема, сформировать предложения по продлению и расширению программы льготного лизинга гражданских судов.
24 июля 2025 года
Вчера испанское онлайн-издание Periodista Digital со ссылкой на неназванного высокопоставленного представителя армянской диаспоры в Париже сообщило, что Баку и Ереван подписали меморандум о запуске Зангезурского транспортного коридора под управлением США.

«Убийца» МТК «Север – Юг», или зачем Америке и Турции Зангезурский коридор?

В качестве одного из перспективных логистических маршрутов в рамках китайского мегапроекта «Пояс и путь» рассматривается транспортный коридор Китай – Центральная Азия – Азербайджан – Иран / Армения / Грузия – Турция – Европа. Его ключевым элементом может стать так называемый Зангезурский коридор, соединяющий Азербайджан с Нахичеванской Автономной Республикой через южную Армении. Почему американцы так стремятся взять его под свой контроль, и чем это может обернуться для российско-иранского проекта «Север – Юг»?
16 июля 2025 года

От Санкт-Петербурга до Екатеринбурга теперь можно доехать по скоростной трассе без единого светофора

Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в церемонии открытия участка «Дюртюли – Ачит» автомобильной дороги М-12 «Восток». Новая скоростная четырёхполосная магистраль протяженностью более 275 километров стала продолжением трассы М-12 до Екатеринбурга. Участок проходит по территориям трех регионов: Республики Башкортостан, Пермского края и Свердловской области.

– Сегодня мы открываем новый автодорожный участок «Дюртюли – Ачит». Он станет важной частью трассы М‑12 «Восток». На всем протяжении трассы организовано скоростное, бесшовное движение без единого светофора, благодаря чему время в пути из Екатеринбурга в Москву сократится почти в два раза. Мы намерены и дальше активно продолжать развитие трассы «Восток» – ее предстоит продлить до Тюмени и связать с обновленной опорной автодорожной сетью Сибири и Дальнего Востока. Конечно, будут проработаны вопросы строительства автотранспортных подходов к государственной границе с Казахстаном, Монголией, Китаем и Корейской Народно-Демократической Республикой. Это значительно увеличит наши транзитные возможности, трасса будет встроена в международную транспортную архитектуру и станет важной конкурентной логистической артерией, – отметил президент России.
11 июля 2025 года

Количество пиратских нападений на грузовые суда увеличилось в полтора раза

Согласно свежему отчету Международного морского бюро (IMB) за первые шесть месяцев 2025 года в мире зафиксировали 90 случаев пиратства и вооруженного разбоя, что на 50% больше, чем в аналогичный период 2024 года. Это худший показатель с 2020 года, ставящий под угрозу безопасность судоходства на стратегически важных маршрутах.

Эпицентром криминальной активности стал Сингапурский пролив, через который проходит около 30% мировых торговых потоков. В этих водах произошло 57 нападений, то есть 63% от общемирового количества. Наибольшую тревогу у директора IMB Майкла Хоулетта вызывает то, что в 54 атаки были успешными для пиратов, которые завхватили более 150 000 тонн грузов.
7 июля 2025 года

Калининград может столкнуться с перебоями в поставках грузов из-за дефицита паромов

Заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов, выступая на заседании Торгово-промышленной палаты, сообщил о том, что регион скоро столкнется с дефицитом паромного транспорта, что на фоне жесткого квотирования железнодорожного и автомобильного транзита подсанкционных грузов со стороны Литвы может привести к перебоям с поставками некоторых товаров.

– До конца 2025 года грузоперевозки между Калининградской областью и остальной Россией будут обслуживать всего три крупных железнодорожных парома. Четвертый, использовавшийся для накатной техники, прекратил работу. Компания-оператор использовала субсидии, предоставленные по льготной программе. Субсидии закончились, и они встали на плановый ремонт. Скорее всего, оператор уйдет, потому что предприниматели неохотно пользуются их услугами по коммерческим тарифам. Ситуация ухудшается тем, что паром «Рокоссовский» в ближайшее время также встанет на плановый ремонт, – сказал чиновник.
1 июля 2025 года

Астраханский порт может полностью перейти в собственность Ирана

Вчера газета «Коммерсант» сообщила о том, что иранская Nasim Bahr Kish, владеющая 53% Астраханского порта, направила остальным акционерам, главным из которых является «Ростех» (25,5% акций), предложение о выкупе их акций. Сделка планируется под будущие долгосрочные инвестиции в порт, через который идет основной объем торговли между Россией и Ираном. Главным образом это лес, зерно и масло.

В предложении сказано, что Nasim Bahr Kish готова выкупить 46,3% обыкновенных и 48,7% привилегированных акций. Исходя из установленной стоимости в 37,8 тысяч рублей за бумагу, выкуп всех акций может обойтись примерно в 437,5 миллионов рублей. Банковскую гарантию на эту сумму предоставил «Мир Бизнес Банк», учрежденный иранским Bank Melli. Астраханская область — один из логистических узлов МТК «Север—Юг». Более 90% грузов, проходящих через воднотранспортный узел области, следуют в Иран и обратно.
24 июня 2025 года
Сегодня ночью Дональд Трамп постом в своей соцсети Truth Social закончил войну между Израилем и Ираном: «Поздравляем всех! Израиль и Иран полностью согласились на полное и всеобъемлющее прекращение огня. Через 24 часа мир будет приветствовать официальное завершение 12-дневной войны», — написал он. Вот так. Просто.

Иран vs Израиль: логистический аспект конфликта

У нынешнего ирано-израильского конфликта, помимо военно-политических причин, есть также причина экономическая, а точнее транспортно-логистическая, о которой говорят очень мало, – борьба за контроль над торговыми путями в ключевом для Евразии регионе. А между тем, она оказывает и будет оказывать серьезное влияние на отношения двух стран.
20 июня 2025 года

В России будет создана национальная цифровая транспортно-логистическая платформа

Сегодня Владимир Путин выступил на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума. Коснувшись темы логистики, он сказал, что одним из приоритетов в работе правительства на ближайшие несколько лет будет перевод на цифровые платформенные решения всего транспортного контура:

– Будем переводить на цифру, на платформенные решения весь транспортный контур России, включая автомобильное, воздушное, железнодорожное, речное и морское сообщение. То есть речь идет о создании национальной цифровой транспортно-логистической платформы. В том числе на такой современной технологической базе получат развитие международные артерии, проходящие по территории нашей страны, включая трансарктический транспортный коридор от Санкт-Петербурга через Мурманск во Владивосток и другие», – отметил президент России.
20 июня 2025 года

В 2027 году в Новороссийске появится специализированный глубоководный терминал для перевалки металлопродукции

Сегодня губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и генеральный директор «Новороссийского морского торгового порта» Сергей Киреев объявили о том, что уже через два года на территории Новороссийска будет построен первый в России специализированный морской глубоководный терминал для перевалки металлопродукции. Проект уже получил разрешение и заключение экспертизы, а для его строительства создан искусственный земельный участок.

Этот терминал станет уникальным для нашей страны, так как он сможет принимать крупнотоннажные морские суда. Его строительство является частью масштабного инвестиционного проекта по развитию инфраструктуры порта. Стоимость проекта составит более 120 миллиардов рублей. Запуск терминала запланирован на вторую половину 2027 года.
19 июня 2025 года

Реализация проекта строительства ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» идет по плану

Одним из наиболее заметных транспортно-логистических проектов, представленных на Петербургском экономическом форуме, стало строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали. На первом этапе будет создан участок Санкт-Петербург –  Великий Новгород – Тверь – Москва, протяженность которого составляет 680 км. В дальнейшем планируется продление магистрали в сторону Адлера, Минска, Екатеринбурга и Рязани. Технологически это будет первая в нашей стране безбалластная дорога: рельсы будут встроены в железобетонную плиту. Для проекта планируется строительство двух заводов по выпуску необходимых компонентов. К реализации проекта уже подключено более 150 российских компаний.

– Сегодня практически с нуля идет параллельная работа по нескольким трекам. Я возглавляю проектный офис, он работает круглосуточно. Мы с экспертами проектной команды снимаем все вопросы, которые возникают. Двигаемся в точном соответствии с графиком, параллельно идет разработка проекта самого полотна, железнодорожных станций и вынос коммуникаций. Кроме того, уже испытывается тележка», — отметил, выступая на полях Форума, министр транспорта РФ Роман Старовойт.
18 июня 2025 года

Строительством контейнеровозов для Севморпути займется новое российско-китайское совместное предприятие

В конце 2024 года Госкорпорация «Росатом» и китайская компания «New New Shipping» создали совместное предприятие, целью которого было заявлено строительство серии контейнеровозов арктического класса для круглогодичной перевозки грузов по Северному морскому пути. Сегодня на одной из стратегических сессий в рамках Петербургского экономического форума, посвященной развитию Арктики, представители обеих компаний-участников подтвердили, что реализация проекта перешла в практическую плоскость:

– Сейчас мы прорабатываем вопросы размещения заказов на проектирование и строительство контейнеровозов ледового класса Arc7 вместимостью 4400 TEU. Определяемся с верфью, которая сможет взяться за их строительство, изучаем различные меры поддержки проекта российскими и китайскими властями. Идет проработка круглогодичной контейнерной навигации через СМП. В качестве конечного порта в РФ выбран Санкт-Петербург, потому что в Мурманске и Архангельске пока нет современных контейнерных терминалов, только ведется предпроектная работа по их созданию. Появление терминалов в портах Архангельск или Мурманск уменьшит транзитное время рейса на 7-8 суток по сравнению с Петербургом, но это в будущем», – отметил специальный представитель госкорпорации «Росатом» по Арктике Владимир Панов.
29 мая 2025 года
В этот день 29 мая 1453 года султан Мехмед II взял штурмом Константинополь и перенес туда столицу Османской империи, которая быстро стала доминирующей силой на перекрестке Европы и Азии.

Закат Великого шелкового пути: как турки помогли Европе стать мировым гегемоном?

Великий шелковый путь – первый трансконтинентальный торговый маршрут на нашей планете, соединивший Китай, Индию, Среднюю Азию, Малую Азию, Месопотамию, Северную Африку, Европу и Британию. Он функционировал полторы тысячи лет, но после появления на карте мира Османской империи быстро пришел в упадок. Почему так произошло, и как действия османов помогли Европе стать мировым гегемоном?
27 мая 2025 года

Путин поддержал предложения Морской коллегии РФ по реагированию на попытки стран НАТО ограничивать судоходство в Балтийском море

Вчера председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев посетил порт Усть-Луга и провел там совещание по вопросам безопасности судоходства в Балтийском море. Журналисты попросили прокомментировать возможную реакцию России на провокации в отношении танкеров, перевозящих российскую нефть. В частности их интересовала вероятность использование частных военных компаний для защиты судов.

– Страны НАТО фактически совершают акты пиратства, последний тому пример – попытка Военно-морских сил Эстонии при поддержке авиации НАТО задержать в Финском заливе гражданское судно Jaguar с российским грузом. Ответные меры реагирования на предпринимаемые попытки ограничения судоходства в Балтийском море недавно были рассмотрены на заседании президиума Морской коллегии России. Подготовленные предложения поддержаны президентом Российской Федерации, – отметил Патрушев. О каких именно мерах шла речь он не уточнил.
26 мая 2025 года

Александр Стубб обманывает Дональда Трампа, обещая построить несколько атомных ледоколов для США

Сегодня отмечается День российского предпринимательства. По этому случаю Владимир Путин встретился в Кремле с представителями отечественного крупного бизнеса. Когда речь зашла о судостроении, он прокомментировал слова Александра Стубба о том, что финские верфи готовы взяться за строительство атомных ледоколов для американского флота.

– Господин Стубб, нынешний президент Финляндии наговорил в Соединенных Штатах, что они будут строить атомные ледоколы. Они могут построить хоть один атомный ледокол в Финляндии сегодня?... Я думаю, что это маловероятно. Тем не менее, он пропихивает эту идею. Судостроение Финляндии неплохо развивалось на советских и российских заказах в свое время. Но атомные ледоколы – это совершенно отдельная тема, школа технологическая. Здесь и атомные реакторы небольшого размера должны быть, да и вообще корабль совсем другой, материалы соответствующие и так далее. А у них просто нет такого опыта. Нет, тем не менее, проталкивают. Обманывают на самом деле, – отметил с улыбкой президент России.
20 мая 2025 года

Российский Минфин поддержал предложение Минэкономразвития об увеличении порога выручки и числа работников для компаний МСП

Вчера состоялось заседание Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. На заседании министр финансов Антон Силуанов сообщил о том, что Минфин и Минэкономразвития прорабатывают вопрос об увеличении порога выручки для малого и среднего предпринимательства (МСП). Как известно, сейчас пределы выручки для предприятий малого бизнеса составляют 800 миллионов рублей, а для среднего бизнеса — 2 миллиарда рублей в год.

– Для компаний среднего бизнеса было предложено увеличить порог выручки с 2 до 3,5 миллиардов рублей в год и количество сотрудников со 150 до 525 человек. Мы прорабатывали вопрос вместе с Министерством экономического развития и готовы поддержать эти предложения, – отметил министр. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до конца этого года.
12 мая 2025 года

К 2050 году российский верфи должны выпускать не менее 64% необходимых нашей стране гражданских судов

Сегодня на сайте правительства России опубликовано Распоряжение, касающееся стратегии развития отечественного судостроения до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года. В нем представлен анализ внутреннего и мирового спроса на суда. Согласно документу, уровень загрузки действующих судостроительных производств к 2036 году должен вырасти до 61%, а к 2050 году – до 73%. Для достижения этих целей потребуется обеспечить выполнение гособоронзаказа на создание военных кораблей, а также увеличить долю гражданского флота собственного производства до 61% к 2036 году и до 64% к 2050. Долю серийных судов, выпускаемых российскими предприятиями, предполагается нарастить с 30 до 50% от общего объема судостроения к 2036 году и до 80% – к 2050 году.

Особый упор будет сделан на строительстве флота для работы на маршрутах Северного морского пути. К 2036 году число судов, курсирующих по этому направлению, должно увеличиться до 51, а к 2050 году – до 135. Также одним из главных направлений работы станет импортозамещение линейки судового комплектующего оборудования. К 2036 году половина такой продукции будет выпускаться в России, а к 2050 году долю российских комплектующих планируется увеличить до 80%. Еще одна цель обновленной стратегии – удвоение количества новых и модернизированных судоремонтных предприятий с трехкратным увеличением объема судоремонта.
28 апреля 2025 года

В крупнейшем торговом порту Ирана взорвалось несколько контейнеров

В субботу 26 апреля на территории крупнейшего торгового порта Ирана – Шахид Раджаи в 23 километрах к западу от Бендер-Аббаса, произошел мощный взрыв, в результате которого погибли не менее семидесяти и пострадали более тысячи человек. По предварительным данным взорвались несколько контейнеров с химическими веществами, предназначенными для ракетного производства.

Расположенный недалеко от стратегического Ормузского пролива, порт является наиболее важным узлом морской торговли страны. Через него проходит 85–90% объема контейнерных грузов и более 80% экспортируемой из Ирана нефти. Согласно сообщениям официальных источников, нефтеперерабатывающие заводы, находящиеся вблизи порта и трубопроводы не пострадали. Из этого некоторые эксперты сделали вывод о том, что взрыв был своего рода сигналом, призванным продемонстрировать уязвимость экспортной инфраструктуры Ирана и подтолкнуть руководство страны к уступкам на предстоящих переговорах с США.
27 апреля 2025 года

Дональд Трамп требует бесплатный проход для американских судов через Панамский и Суэцкий каналы

Сегодня Дональд Трамп заявил, что американские торговые суда и военные корабли должны получить право бесплатного прохода не только через Панамский, но и через Суэцкий канал. «Эти каналы не существовали бы без Соединенных Штатов Америки. Я попросил госсекретаря Марко Рубио немедленно разобраться с этой ситуацией и документально ее зафиксировать», – написал президент США в соцсети Truth Social.

По данным управления Панамского канала, суда под американским флагом составляют около 14% от всего трафика. Для Суэцкого канала показатели немного ниже – примерно 10%. Для экономик Панамы и Египта доходы от проводки судов через каналы являются одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета, и выполнение требований Белого дома нанесет по ним ощутимый удар. Скорее всего, заявленное желание «кататься без билета» – лишь запросная позиция, и на практике речь пойдет о скидке для американцев. Однако и в этом случае финансовые потери для обеих стран будут исчисляться десятками миллионов долларов.
24 апреля 2025 года

Между Россией и Китаем скоро может заработать воздушный мост, обслуживаемый грузовыми беспилотниками

В феврале 2025 года сенатор от Амурской области Артем Шейкин выступил с инициативой организации перевозки грузов весом до 50 килограммов между Россией и КНР с помощью беспилотников. Многим идея «воздушного моста» через Амур показалась фантастической. Однако, к удивлению скептиков, правительство ее поддержало.

«Сообщаем о готовности участвовать совместно с Минтрансом России, Минвостокразвития России, ФСБ России, ФТС России и Росавиацией в проработке проекта экспресс-доставки малогабаритных грузов между Россией и Китаем. При разработке концепции проекта необходимо проработать в том числе вопросы, связанные с обеспечением соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе», — отмечается в письме за подписью первого замминистра экономического развития России Максима Колесникова. Согласование деталей с федеральными ведомствами и с китайской стороной уже началось. Ориентировочный срок запуска проекта — конец 2027 года.
18 апреля 2025 года

Белый дом ввел новый сбор для китайских судов

Правительство США приняло решение о введении специальных сборов для судов, зарегистрированных в КНР или построенных на китайских верфях, с целью ослабить позиции Поднебесной в сфере глобальной логистики, укрепить безопасность национальных цепочек поставок и стимулировать спрос на американские суда. Мера вступает в силу 14 октября 2025 года и будет применяться поэтапно. Суда, находящиеся в собственности или управлении китайских компаний, совершающие рейсы в порты США, будут облагаться пошлиной в 50 долларов за тонну чистого регистрового тоннажа. Каждые полгода размер сбора для этой категории будет повышаться на 30 долларов за тонну, то есть к середине апреля 2028 года он будет составлять 140 долларов за тонну.

Для грузовых судов, построенных в Китае, стартовая ставка составит 18 долларов за тонну, а для контейнеровозов — 120 долларов за каждый контейнер. К 2028 году эти показатели вырастут до 33 долларов за тонну и 250 долларов за контейнер соответственно. Автомобилевозы будут платить 150 долларов за перевозку каждого автомобиля. Ожидается, что меры заставят китайские компании пересмотреть маршруты и условия сотрудничества, одновременно создавая конкурентные преимущества для американских судостроителей и перевозчиков. Эксперты отмечают, что реализация пошлин может существенно повлиять на глобальную логистику, особенно в условиях роста торговых противоречий между США и КНР.
9 апреля 2025 года
В 2025 году исполняется 500 лет с момента первого письменного упоминания Северного морского пути. Кроме того, нынешний год отмечен еще двумя круглыми датами, связанными с освоением СМП. В 1915 года триумфально завершилась гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, открывшая архипелаг Северная Земля, а в в 1935 года состоялась первая в истории транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов из Ленинграда во Владивосток.

Севморпуть: кто первым предложил доплыть до Китая по северным морям?

9 апреля 1525 года из русской столицы в Рим отправилось посольство во главе с Дмитрием Герасимовым. Он должен был передать Папе Римскому грамоту, в которой московский государь подтверждал свое участие в широком союзе европейских государств против Османской империи. Считается, что именно перед этой поездкой Герасимов впервые доложил Василию III свою идею о возможности доплыть до Китая северным путем.
27 марта 2025 года

В этом году исполняется 500 лет с момента первого письменного упоминания об идее плавания по северным морям на восток до Китая

Сегодня Владимир Путин выступил на пленарном заседании международного форума «Арктика – территория диалога», проходящем в Мурманске, акцентировав внимание аудитории на предстоящем знаковом юбилее:

– В этом году исполняется 500 лет с момента первого упоминания в исторических источниках о дерзновенной идее русских мореплавателей, промысловиков-поморов, а именно о возможном торговом пути по северным морям на восток до Китая по так называемому северо-восточному проходу – прообразу Северного морского пути.

За последние десять лет грузопоток Севморпути – от пролива Карские Ворота до Берингова пролива – вырос на порядок. Если в 2014 году, совсем недавно, по нему было перевезено всего четыре миллиона тонн грузов, то в прошлом году – почти 38 миллионов тонн. Это в пять раз больше рекорда советского времени. Мы думаем – да уверены, что к 2030 году это будет 70–100 миллионов тонн.
26 марта 2025 года
В этот день 26 марта 1857 года в Копенгагене был подписан «Трактат об отмене пошлин, взимаемых с купеческих судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов». Согласно этому документу, Дания обязалась отменить один из самых известных торговых сборов в Старом свете – Зундскую пошлину, которая была важнейшим источником дохода страны.

Датские проливы, или что общего у Гамлета и теневого танкерного флота?

Почему проливы, соединяющие Балтийское море с Северным несколько веков были причиной войн между европейскими державами? Что такое Зундская пошлина, и какое отношения она имеет к попыткам властей Евросоюза ограничить возможности России по продаже нефти на мировых рынках?
25 марта 2025 года

Россия и США согласовали условия возобновления «зерновой сделки»

Сегодня на официальном сайте Кремля появилось заявление, подводящее итоги переговоров российской и американской экспертных групп, прошедших в Эр-Рияде. В документе говорится, что, следуя договоренностям лидеров России и США, стороны согласовали шаги для реализации черноморской инициативы, которую чаще называют «зерновой сделкой». Ее основные положения включают обеспечение безопасности судоходства в Черном море, отказ от применения силы, а также запрет на использование коммерческих судов в военных целях при условии организации эффективного контроля через процедуры досмотра судов.

Имея в виду негативный опыт прошлой «зерновой сделки», в этот раз наши переговорщики настояли на том, что договоренность начнет действовать только после выполнения ряда предварительных условий, среди которых — отмена санкционных ограничений в отношении Россельхозбанка. Эксперты оценивают вероятность успешной реализации этого соглашения, как весьма высокую.
18 марта 2025 года

Китайское правительство хочет заблокировать сделку по продаже портов на Панамском канале

Сегодня агентство Bloomberg сообщило о том, что руководство Китая поручило государственным органам проверить сделку по продаже двух портов, находящихся по обе стороны Панамского канала, которая заключена между гонконгской CK Hutchison Holdings миллиардера Ли Кашина и консорциумом во главе с американским фондом BlackRock. Запрос на проверку сделки поступил в том числе к главному антимонопольному регулятору КНР.

Сделка стоимостью 19 миллиардов долларов, включая миноритарные доли и погашение займов, была инициирована после того, как Дональд Трамп, вновь став президентом США, начал кампанию за возвращение Панамского канала под юрисдикцию США. Все активы, относящиеся к сделке, находятся за пределами материкового Китая и Гонконга. Поэтому остается неопределенность относительно того, сможет ли Пекин реально повлиять на процесс. Завершение сделки планировалось до 2 апреля, однако китайские власти, судя по всему, настроены попытаться затруднить или заблокировать ее реализацию.
12 марта 2025 года

Объем автомобильных грузовых перевозок по России продолжает падать

В России из-за дефицита грузов простаивает около 20% транспорта коммерческих автопарков. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков за январь-февраль 2025 года, объем грузоперевозок в нашей стране сократился на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В некоторых регионах, таких как Поволжье и Урал, доля простаивающего транспорта достигает 40%. Наиболее ощутимое падение спроса — на 35% в годовом выражении — зафиксировано в сегменте доставки товаров DIY и строительных материалов. Это связано с замедлением реализации многих инфраструктурных проектов.

На втором месте находится FMCG-сектор, где объемы перевозок снизились на 25–30%. Основные причины — падение потребительской активности и увеличение доли маркетплейсов и крупных ритейлеров, которые забирают на себя большую часть отправлений. Тройку лидеров по снижению замыкают промышленные грузы: их объем упал на 20% на фоне сокращения экспорта.
27 февраля 2025 года

«Яндекс» решил перевести беспилотный транспорт из категории «эксперимент» в категорию «бизнес»

Руководство компании «Яндекс» приняло решение перевести автономные транспортные средства, включая беспилотные такси и грузовики, а также роботов-доставщиков, в состав группы компаний Yandex B2B Tech с целью коммерциализировать деятельность беспилотников в B2B-сегменте. Ранее разработка, производство и применение автономного транспорта относилась к департаменту «перспективные направления развития».

Этот шаг представляется абсолютно логичным, учитывая то, что беспилотники «Яндекса» давно перешагнули далеко за рамки технологического эксперимента. Автономные грузовики перевозят товары по трассе М11 «Нева», а роботы-курьеры «Яндекса» в Москве, Сочи и Иннополисе осуществили уже свыше 480 000 доставок. Серьезным ограничением остается недостаточное законодательное регулирование отрасли. Однако в марте Минтранс планирует представить проект правительственного распоряжения, которое должно открыть дорогу массовому появлению на российских дорогах высокоавтоматизированных транспортных средств.
26 февраля 2025 года
В этот день 26 февраля 2007 года британский историк Нил Фергюсон и немецкий экономист Мориц Шуларик опубликовали статью, в которой впервые был употреблен термин «Chimerica», описывающий де-факто сложившийся к тому моменту экономический симбиоз между Соединенными Штатами и Китаем.

Чимерика, Ромерика или Чиропа: кто, с кем и против кого будет дружить?

Почему провалился проект «Чимерика»? Какими будут взаимоотношения в треугольнике Россия – США – Китай в ближайшие годы? Кто, с кем и против кого будет объединяться? И почему администрация Трампа вдруг перешла в отношении России к «политике солнечного тепла»?
23 февраля 2025 года

Кирилл Дмитриев назначен спецпредставителем Президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами

Сегодня Владимир Путин подписал указ, согласно которому руководитель Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев назначен спецпредставителем Президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. Он будет отвечать за развитие взаимодействия в области экономики не только со странами Глобального юга, но и с государствами Запада, включая США, и при этом сохранит поста главы РФПИ.

Институт специальных представителей президента, появился в России в 1991 году, то есть вскоре после распада СССР и избрания первого президента РФ. На сегодняшний день их было 70 человек, включая Михаила Задорнова и Анатолия Чубайса, в разное время отвечавших за связь с международными финансовыми организациями. Однако должность спецпредставителя по инвестиционно-экономическому сотрудничеству появляется впервые и очевидно является отражением курса на восстановление торгово-экономических отношений с Соединенными Штатами, а затем, видимо, и с Европой.
18 февраля 2025 года

В отношениях России и США намечается оттепель

Сегодня в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде прошли переговоры правительственных делегаций Российской Федерации и Соединенных Штатов. Россия была представлена помощником президента Юрием Ушаковым, министром иностранных дел Сергеем Лавровым и главой РФПИ Кириллом Дмитриевым. Вашингтон представляли: госсекретарь Марко Рубио, советник по нацбезопасности Майк Уолтц и спецпосланник президента по отношениям с Россией Стив Уиткофф.

Переговоры, которые, по мнению обеих сторон, прошли в конструктивной обстановке, продлились четыре с половиной часа. По итогам встречи было заявлено, что Россия и США договорились определить команды на высоком уровне для начала работы по урегулированию конфликта на Украине. Кроме того, стороны намерены «заложить основу для будущего сотрудничества по вопросам взаимного геополитического интереса» и «экономических и инвестиционных возможностей», которые появятся после завершения боевых действий на Украине. Наиболее оптимистично настроенные комментаторы заговорили о скорой разморозке экономического сотрудничества России с Западом, хотя скептики сомневаются. Как бы то ни было, повод для оптимизма встреча определенно дала.
1 февраля 2025 года

Через два года из России в КНДР можно будет проехать по новому автомобильному мосту

Сегодня Михаил Мишустин подписал Распоряжение правительства РФ, согласно которому на границе с КНДР в Приморском крае, через реку Туманная рядом с действующим железнодорожным мостом в районе пункта пропуска «Хасан» будет возведен новый автомобильный мост. Исполнителем работ по проектированию и строительству назначена компания «ТоннельЮжСтрой».

Соглашение о строительстве этого моста было достигнуто в июне 2024 года в рамках государственного визита Владимира Путина в КНДР. Общая длина моста составит около 850 метров. Объект должен быть сдан в эксплуатацию не позднее 31 декабря 2026 года.
24 января 2025 года

Объем беспилотных грузовых автомобильных перевозок в России продолжает увеличиваться быстрыми темпами

Вчера на площадке «Деловой России» состоялся круглый стол «Беспилотные автомобили в России: законодательное регулирование, реалии и перспективы», на котором обсуждались итоги 2024 года. Согласно статистике Минтранса РФ и Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», объем беспилотных грузоперевозок по трассе М-11 вырос год к году более чем в восемь раз. За двенадцать месяцев 2024 года беспилотные фуры преодолели 2,4 миллионов километров, перевезя 318 тысяч кубометров грузов.

Переход к беспилотным перевозкам между Москвой и Санкт-Петербургом уже сегодня обеспечивает увеличение скорости доставки на 17% по сравнению с традиционными методами. Интеллектуальная система управления позволяет оптимизировать расход топлива и затраты на обслуживание до 15%. Основное стратегическое преимущество развития беспилотных технологий заключается в решении проблемы нехватки водителей. Благодаря внедрению беспилотных технологий на ЦКАД и М-12, где задействовано около 30% водителей крупнейших логистических компаний, сотрудники смогут быть перераспределены на другие направления.
17 января 2025 года

Бердянский морской торговый порт должен стать «окном» в Египет и Турцию

Власти Запорожской области планируют создать таможенный пункт пропуска в Бердянском морском торговом порту, предназначенный в первую очередь для развития торговых связей с Египтом и Турцией. Идея создания таможенного пункта была предложена губернатором Запорожской области Евгением Балицким еще в октябре 2024 года, а первый доклад о реализации проекта должен быть представлен президенту РФ до 8 августа 2025 года.

Организация таможенного пункта позволит организовать полноценный государственный контроль и существенно оптимизирует процесс оформления экспортных грузов, исключив необходимость выезда досмотровых групп за предела порта, и обеспечит прямой импорт товаров из Египта и Турции. Ожидается, что это сократит временные и финансовые затраты на транспортировку грузов из этих стран.
13 января 2025 года

Штраф за разглашение способов импорта санкционной продукции в Россию увеличится до 5 миллионов рублей

Сегодня правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала законопроект Министерства финансов России, согласно которому размер штрафа за разглашение налоговой и коммерческой тайны, в том числе о схемах ввоза в Россию подсанкционных товаров, увеличится с нынешних полутора до пяти миллионов рублей. Кроме того, как и прежде, предусмотрено и более строгое наказание – лишение свободы от двух до пяти лет.

Основной новацией, помимо увеличения штрафа, является то, что виновному может грозить одновременно и лишение свободы, и штраф. Авторы законопроекта отмечают, что в условиях действующих против России санкций «особое значение приобретает сохранение сложившихся производственно-технологических цепочек, обеспечивающих стратегическое развитие экономики».
6 января 2025 года

Глобальное потепление климата грозит исчезновением порту Усть-Луга

Эксперты шведской аналитической компании International Cryosphere Climate Initiative опубликовали очередной доклад о состоянии криосферы нашей планеты. Скорее всего широкая общественность, как обычно, не придала бы ему значения. Однако один из тезисов документа вызвал широкий резонанс, как в прессе, так и в деловых кругах.

Аналитики ICCI утверждают, что при нынешних темпах таяния ледников уровень мирового океана к 2070 году повысится на 1 метр. Как следствие, под воду могут уйти 13 крупнейших нефтяных портов, обеспечивающих примерно 20% всего глобального экспорта черного золота. В самом уязвимом положении находятся два саудовских терминала – Рас-Танура и Янбу, через которые проходит 98% всего экспорта нефти королевства. Кроме того, в зоне риска: американские порты Хьюстон и Галвестон, порты ОАЭ, Китая, Сингапура, Нидерландов и Южной Кореи, а также наш порт Усть-Луга.
1 января 2025 года
В этот день 1 января 2022 года вступило в силу соглашение о создании Всестороннего регионального экономического партнерства (Regional Comprehensive Economic Partnership)– крупнейшей в мире зоны свободной торговли, объединяющей 15 государств с население 2,2 миллиарда человек и суммарным ВВП более 26 триллионов долларов.

ВРЭП / RCEP: крупнейшая в мире зона свободной торговли

Всестороннее региональное экономическое партнерство на сегодняшний день объединяет десять государств-членов Ассоциации АСЕАН: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины, а также Австралию, КНР, Новую Зеландию, Республику Корея и Японию. Совокупно это примерно 30% от всего населения Земли и 30% мирового ВВП? Для чего было создано столь масштабное объединение, и почему Россия к нему не присоединилась?
Следующая