В подготовке технического задания на постройку «Ермака», помимо Макарова, принимали участие несколько выдающихся русских ученых и инженеров, включая Дмитрия Ивановича Менделеева. Главным ориентиром при проектировании конструкции корпуса послужил «Пайлот». Несмотря на огромную разницу в размерах, обводы носовой части первого арктического ледокола были очень похожи на обводы бритневского буксира. По итогам первой арктической экспедиции Макаров, ставший к тому времени контр-адмиралом, издал книгу «Ермак во льдах». В ней он, в частности, писал:
«Дело ледоколов зародилось у нас в России. Впоследствии другие нации опередили нас, но, может быть, мы опять сумеем опередить их, если примемся за дело. Первый человек, который захотел бороться со льдом, был кронштадтский купец Бритнев. Его маленький пароход сделал то, что казалось невозможным – он расширил время навигации осенью и зимой на несколько недель». Далее адмирал отмечает роль, которую сыграл «Пайлот» в развитии ледокольного флота в Старом свете:
«В 1871 году в Европе стояла чрезвычайно суровая зима. Вход в Гамбург замерз, и решено было построить ледоколы. Были посланы в Кронштадт инженеры, чтобы посмотреть, как Бритнев ломает там лед. Они купили чертежи Бритнева за 300 рублей, и, сообразно с этими чертежами, был построен для Гамбурга первый ледокол, предназначенный ломать лед посредством своего корпуса. Затем гамбуржцы, увидев всю выгоду поддерживания навигации круглый год, не остановились на одном ледоколе и построили еще два. Любек пошел вслед за Гамбургом, и затем все приморские порты Балтийского моря обзавелись ледоколами».