Великий шелковый путь – первый постоянно действующий трансконтинентальный торговый маршрут на нашей планете, соединивший Китай, Индию, Среднюю Азию, Малую Азию, Месопотамию, Северную Африку, Европу и Британию. Канонически считается, что в качестве единой логистической системы он начал функционировать в конце второго – начале первого века до нашей эры.
Важной предпосылкой для его развития стал поход Александра Македонского в Индию в 327 году до нашей эры. Одержав победу на Персией, он направился в Среднюю Азию и на берегу Сырдарьи основал город Александрия Эсхата (буквально – Александрия Крайняя), в котором остались многочисленные раненые и больные воины, не способные участвовать в индийском походе. Кроме того, там обосновалась часть ветеранов, получивших право покинуть армию после завершения войны с персами.
Македонские воины, постепенно породнившись с местными жителями, создали в Ферганской долине очень своеобразную греко-бактрийскую культуру, ставшую чем-то вроде связующего моста между Европой и Азией. Город располагался в четырехстах километрах к западу от долины Кашгар, то есть от сегодняшнего Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.
Есть много свидетельств того, что оставшиеся в Александрии греки неоднократно доходили в своих экспедициях до Кашгара, а согласно античному историку Страбону, они и вовсе присоединили к своим владениям все земли вплоть до западной границы Китая. Весьма вероятно, что первые контакты между европейцами и китайцами могли состояться именно тогда.
Шелк в обмен на лошадей
Гетайры – элитные воины тяжелой кавалерии Александра Македонского чаще всего использовали греческую фессалийскую породу лошадей, отличавшуюся крупными размерами, силой, выносливостью и храбростью в бою. К этой породе относился и любимый конь Александра – Буцефал.
Когда будущему царю Македонии было двенадцать лет, к его отцу Филиппу II прибыл купец из Фессалии, предложивший купить у него крупного и очень своенравного жеребца, которого никто не мог оседлать. Цена была высокой – 13 талантов серебра (это около 340 кг). Филипп хотел отказаться, но юный Александр сказал, что сможет укротить животное. В своих «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх пишет об этом так:
«Александр сразу подбежал к великолепному коню, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: по-видимому, он заметил, что конь пугается, видя впереди себя колеблющуюся тень. Некоторое время Александр пробежал рядом с конем, поглаживая его рукой. Убедившись, что Буцефал успокоился и дышит полной грудью, Александр сбросил с себя плащ и легким прыжком вскочил на коня. Сперва, слегка натянув поводья, он сдерживал Буцефала, не нанося ему ударов и не дергая за узду. Когда же Александр увидел, что норов коня не грозит больше никакою бедой и что Буцефал рвется вперед, он дал ему волю и даже стал понукать его громкими восклицаниями и ударами ноги.
Филипп и его свита молчали, объятые тревогой, но когда Александр, по всем правилам повернув коня, возвратился к ним, гордый и ликующий, все разразились громкими криками. Отец, как говорят, даже прослезился от радости, поцеловал сошедшего с коня Александра и сказал: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!»
Среди воинов, оставшихся в Александрии были и гетайры. Фессалийские кони, которых они привели с собой, постепенно скрещивались с красивыми и столь же крупными местными лошадьми. В результате появились легендарные Ферганские аргамаки или Небесные кони Ферганы – высокие, статные и невероятно выносливые. С покупки этих скакунов для нужд китайской армии началась история Великого шелкового пути.
Впервые с ними познакомился Чжан Цянь – посланник императора У-ди, отправленный искать союзников для борьбы с кочевниками хунну, постоянно нападавшими на Поднебесную с Севера. Докладывая императору о результатах своей поездки, Чжан Цянь предложил наладить обмен шелка, производимого в Китае, на коней, которых он назвал «небесными». Для китайской кавалерии, в распоряжении которой в то время были лишь низкорослые лошади, ферганские скакуны были очень ценной находкой.
В 121 году до нашей эры в Ферганскую долину пришел первый караван с шелком и бронзовыми зеркалами. Наладив торговлю с Китаем, потомки греческих воинов обеспечили греческим купцам возможность отлично зарабатывать на посреднических операциях между Востоком и Западом в течение следующих пятнадцати веков. Ведь именно греки контролировали ключевой логистический хаб Великого шелкового пути – Византий, переименованный в 330 году в Константинополь.
Ломать – не строить
Номенклатура товаров была довольно широкой. С Запада на Восток поставлялись льняные и шерстяные ткани, железо, стекло, пушнина, соль, серебро и рабы. С Востока на Запад везли пряности, прежде всего, перец, корицу, гвоздику, имбирь, камфору и ладан, а также лекарства и необходимые для их приготовления наркотики, ароматические вещества, чай, рис, сахар, сушеные фрукты, шелк, бумагу, порох, хлопок и хлопковые ткани, фарфоровую и фаянсовую посуду, изделия из бронзы, зеркала, дорогое оружие, ювелирные украшения, полудрагоценные и драгоценные камни.
За полторы с лишним тысячи лет существования Великий шелковый путь пережил несколько циклов расцвета и упадка. Последний взлет этого логистического мегапроекта случился в период максимального расширения Монгольской империи в конце тринадцатого – начале четырнадцатого веков. Монголы, взявшие под контроль значительную часть маршрутов, установили щадящий фискальный режим и сумели почти полностью искоренить разбой по пути следования караванов, что привело к быстрому росту товарооборота.
Одним из следствий монгольской экспансии в Средней Азии и бескомпромиссной борьбы монголов с местными кочевниками, нападавшими на купцов, стало вытеснение из региона тюркского племени Кайи, принимавшего активное участие в грабежах на Великом шелковом пути. Кайи во главе с Эртогрул-беем перебрались в Анатолию и в 1279 году в составе войск Конийского султаната сельджуков сражались против Византии.
За помощь султан Алаэддин Кей-Кубаду даровал Эртогрулу земли неподалеку от важной византийской крепости Пруса на берегу Мраморного моря. После смерти Эртогрула в 1281 году его преемником стал сын — Осман. В 1307 году бейлик под управлением Османа, принявшего титул султана, начал постепенно завоевывать одну за другой провинции Византийской империи на Северо-Западе Анатолии.
В 1326 году после длительной осады пала Пруса. Она стала первой столицей новой империи, получившей имя своего основателя — Османа. На протяжении следующих ста лет новое государство завоевало большую часть владений Византии. А в мае 1453 года прямой потомок Османа I в шестом поколении, султан Мехмед II взял штурмом Константинополь и перенес туда столицу Османской империи, которая быстро стала доминирующей силой на перекрестке Европы и Азии.
Контроль над Босфором и Дарданеллами обеспечил османам стратегическое преимущество в регионе Черного моря, а доступ к важнейшим торговым маршрутам стал ключевым инструментом их политического влияния. Вместо того чтобы способствовать развитию торговли, как это делали монголы, османские правители начали, напротив, ужесточать условия прохода караванов, повышать пошлины и даже блокировать некоторые направления.
Причин было несколько. Во-первых, после захвата Константинополя султан Мехмед II объявил себя «Защитником Ислама» и пошел на резкое обострению отношений с христианскими государствами Европы. Если использовать сегодняшние термины, перманентная блокировка части торговых маршрутов стала частью гибридной религиозной войны османов против враждебных католических стран.
Во-вторых, управление обширной империей требовало централизации. Ограничение свободного движения караванов через территорию Османской империи позволяло лучше контролировать провинции, снижая влияние местных купеческих элит, которые потенциально могли выступить против власти султана.
В-третьих, османы стремились установить монополию на транзит товаров между Востоком и Западом, чтобы гарантировать стабильное наполнение казны и возможность жестко диктовать свои условия европейским государствам, зависевшим от поставок товаров из Азии. Задачей максимум было достижение полной гегемонии в Средиземноморье.
В результате введенных ограничений движение по Великому Шелковому пути стало заметно сокращаться. Поначалу казалось, что стратегия выбрана верно, и европейцы вот-вот прогнутся, добровольно уступив Османской империи контроль над регионом Средиземного моря в обмен на облегчение условий торговли с Востоком. Однако всё пошло не по плану. Препятствование движению товаров из Азии стало катализатором процесса поиска альтернативных путей в Индию и Китай. Сами того не желая, османы ускорили начало эпохи Великих географических открытий.
Сначала в 1492 году испанская экспедиция под предводительством Христофора Колумба, стремясь доплыть до Индии через Атлантический океан, открыла Америку. А спустя всего пять лет португалец Васко да Гама сумел обогнуть Африку с Юга и нашел желанный морской путь в Индию, Китай и Индонезию. После этого основными поставщиками азиатских товаров на европейский рынок стали португальцы, а испанцы организовали приток в Старый свет несметного количества золота и серебра из Америки, что обеспечило необходимый оборотный капитал для увеличения товарообмена со странами Востока.
Политика османов в отношении Великого шелкового пути привела к бесповоротному изменению трансконтинентальной логистики. Если до конца XV века товары между Востоком и Западом перевозились преимущественно по суше, то с начала XVI века стали активно развиваться морские маршруты, которые обеспечивали существенно более высокую скорость перевозки грузов и к тому же были сравнительно более безопасными. Имея преимущество в судостроении и первыми освоив массовое производство огнестрельного оружия, европейцы сумели превратить почти всю планету в свои колониальные владения и оставались фактическими властелинами мира пять веков.