Блог / Геостратегия / 24 июня 2025 года

Иран vs Израиль: логистический аспект конфликта

Ожидаемо неожиданно начавшаяся война между Израилем и Ираном, развязанная еврейским государством в непонятно почему выбранный день – пятница 13-е – и продолженная ударом американских самолетов по трем иранским ядерным объектам в знаковый для нас день 22 июня, столь же неожиданно была завершена Дональдом Трампом при помощи цветистого поста в соцсети Truth Social:

«ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ! Израиль и Иран полностью согласились, что будет полное и тотальное ПРЕКРАЩЕНИЕ ОГНЯ (примерно через 6 часов, когда Израиль и Иран свернутся и завершат свои текущие, последние миссии!), на 12 часов, после чего война будет считаться ЗАВЕРШЕННОЙ! Официально Иран начнет ПРЕКРАЩЕНИЕ ОГНЯ, а на 12-й час Израиль начнет ПРЕКРАЩЕНИЕ ОГНЯ, а на 24-й час весь мир будет приветствовать ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ 12-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ. Во время каждого ПРЕКРАЩЕНИЯ ОГНЯ другая сторона будет оставаться МИРНОЙ и УВАЖИТЕЛЬНОЙ. При условии, что все будет работать так, как должно, а так и будет, я хотел бы поздравить обе страны, Израиль и Иран, с тем, что у них хватит Выносливости, Мужества и Интеллекта, чтобы закончить то, что следует назвать «12-ДНЕВНОЙ ВОЙНОЙ». Это война, которая могла бы длиться годами и уничтожить весь Ближний Восток, но этого не произошло и никогда не произойдет! Да благословит Бог Израиль, да благословит Бог Иран, да благословит Бог Ближний Восток, да благословит Бог Соединенные Штаты Америки, и БОГ БЛАГОСЛОВИТ МИР!»

Мы специально привели полный текст сообщения со всеми капслоками, чтобы вы могли в полной мере насладится незабываемо ярким стилем сорок седьмого президента Соединенных Штатов.

На момент написания этой статьи война действительно затихла. Министр обороны Израиля было попробовал заявить, что ничего не кончено, и они продолжат… Однако был резко одернут Трампом и сдал назад.

Останавливаться на военно-политических причинах конфликта не будем. Они всем известны. Ограничимся констатацией того, что руководство Израиля и Ирана испытывает «острую неприязнь» друг к другу, переходящую в потерю аппетита, и надо признать, имеет для этого весомые основания.

Помимо военно-политических причин, у столкновения двух ближневосточных государств есть и экономическая, а точнее транспортно-логистическая причина, о которой говорят гораздо реже, – борьба за контроль над торговыми путями в ключевом для Евразии регионе. А между тем, она оказывает и будет оказывать серьезное влияние на отношения двух стран.


МТК «Север – Юг» против МТК «Индия – ОАЭ – Израиль – Европа» (IMEC)

7 декабря 1999 года несколько российских, индийских и иранских транспортных компаний подписали генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия. 12 сентября 2000 года на базе этого документа было подготовлено и подписано межправительственное соглашение с участием России, Индии и Ирана о создании международного транспортного коридора «Север — Юг». Официально движение грузов по нему началось весной 2002 года, хотя фактически оно стартовало уже в 2000-м.

Основным преимуществом МТК «Север – Юг» является вдвое меньший срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург, по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. За четверть века, прошедшие с момента запуска транспортного коридора, объем перевозимых по нему грузов вырос многократно. В 2024 году он составил более 27 миллионов тонн, а к 2040 году должен увеличиться до 50 миллионов тонн.

Из России в Иран грузы перевозятся по трем маршрутам: Западному, Транскаспийскому и Восточному. Западный маршрут начинается в Санкт-Петербурге, проходит по территории России, Азербайджана и Ирана. Конечным пунктом на территории Ирана является порт Бендер-Аббас, расположенный на берегу Ормузского пролива (того самого, который иранцы обещали перекрыть в случае продолжения войны с Израилем и США). Далее грузы следуют морем до индийского порта Мумбаи.

Транскаспийский маршрут начинается в российских портах Астрахань, Оля и Махачкала. Грузы доставляются в Иран по Каспийскому морю, где перевозятся по автомобильным и железным дорогам. Начальные пункты Восточного маршрута – Москва, Самара, Челябинск и Екатеринбург. Чтобы попасть в Иран грузы проходят через территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Свое название маршрут получил потому, что проложен восточнее Каспийского моря.

Наиболее перспективным считается первый маршрут, пролегающий по западному берегу Каспия. Стоимость доставки грузов по нему меньше, да и инфраструктура тут развита сравнительно лучше. Хотя и на этом маршруте есть немало проблем. Главной из них является отсутсвие сквозного железнодорожного сообщения – от азербайджано-иранской границы до иранского города Решт грузы можно перевезти только на автотранспорте, что, конечно, увеличивает стоимость и сроки доставки. С появлением сквозной железной дороги этот маршрут станет еще более привлекательным.

Переговоры об условиях строительства недостающего участка железной дороги Решт – Астара длиной 165 км шли много лет. В мае 2023 года президент России Владимир Путин и президент Ирана Эбрахим Раиси подписали соглашение о том, что дорога будет строится совместно иранскими и российскими специалистами на кредитные средства, предоставленные Россией.

Следующие двенадцать месяцев ушли на мероприятия, связанные с проектированием, организацией финансирования и подготовкой геодезических работ, которые должны были стартовать летом 2024-го. Однако 19 мая 2024 года Эбрахим Раиси погиб в авиационной катастрофе при весьма загадочных обстоятельствах (злые языки утверждают, что израильская разведка могла быть причастна к крушению президентского вертолета). В итоге геодезические работы на участке Решт – Астара в оговоренные срок не начались. Они стартовали только спустя год – 17 мая 2025 года. Но меньше, чем через месяц были остановлены из-за нападения Израиля.

Возможно, это простое совпадение. Точнее два простых совпадения подряд. Но, строго говоря, у Израиля есть причины стараться если не уничтожить МТК «Север – Юг», то хотя бы затормозить его развитие. Во-первых, полноценная реализация этого проекта усилит экономическое влияние Ирана и обеспечит приток значительных средств в бюджет страны-противника. А во-вторых, Израиль очень активно продвигает собственный проект доставки грузов из Индии в Европу. Он называется IMEC (India–Middle East–Europe Economic Corridor). Мы подробно писали о нем в одной из наших предыдущих статей.


Хайфа – новый Роттердам?

Вкратце идея проекта IMEC состоит в следующем: из Индии грузы должны доставляться морем в Объединенные Арабские эмираты, далее по суше через территорию ОАЭ, Саудовской Аравии, Иордании и Израиля, затем снова морем из Хайфы в Грецию и оттуда в Италию, Францию и Германию. В рамках проекта запланировано создание новых портов и железных дорог на Аравийском полуострове.

Вдоль железнодорожного полотна должны быть проложены кабели для передачи энергии и цифровых данных, а также трубопровод для транспортировки в ЕС зеленого водорода из Индии, где уже начато его производство. В случае, если транспортный коридор удастся запустить, порт Хайфы, который и так является самым крупным в Израиле, вполне может стать крупнейшим на Средиземном море, то есть чем-то на подобие Роттердама.

Интересная деталь: уже на второй день «12-дневной войны» израильские самолеты атаковали порт Бендер-Аббас, который не является ни военным, ни ядерным объектом. Оправившись от первого шока, вызванного внезапным нападением, иранцы стали бить в ответ по территории еврейского государства. Одной из их главных мишеней стал порт в Хайфе, который также сложно отнести к категории военных объектов. Точных данных о степени ущерба, нанесенного его инфраструктуре, пока нет, но судя по тому, что опубликовано на сегодня, разрушения в «новом Роттердаме» весьма значительные.

Несмотря на официально заявленную 84-процентную эффективность израильской системы ПВО – ПРО, значительное число иранских баллистических ракет попало в цель. Многие военные аналитики уверены, что в случае продолжения войны порт Хайфы мог быть разрушен полностью, и такая перспектива стала одной из причин резкого прекращения военных действий. Ведь одно дело восстановить часть портовых объектов, уничтоженных взрывами, и совсем другое – заново строить порт, который в любой момент снова может быть легко разрушен. Какой инвестор в здравом уме даст на это деньги? И какой страховщик возьмется страховать эту авантюру?

«Иранский режим», вопреки ожиданиям Биньямина Нетаньяху, не рассыпался, подобно сирийскому, а Израиль, будучи маленькой и весьма плотно населенной страной, оказался не готов к затяжному боксерскому размену, где не только он бьет своего противника, но и его противник отвешивает тяжелые удары в ответ.

Что дальше? Очевидно, что привлекательность Израиля в качестве главного логистического хаба на Средиземном море после завершения конфликта стала кратно ниже, чем была до его начала. В этом смысле Израиль потерпел поражение, согласно классическому определению победителя – проигравшего в войне.

С другой стороны, Иран вышел из войны тоже сильно ослабленным. Значительная часть его систем ПВО уничтожена, в результате чего израильские и американские летчики чувствовали себя в иранском небе, как у себя дома. Да и иранская ядерная программа, что бы там не говорили в Тегеране, как минимум отброшена назад. А значит уровень безопасности для Израиля вырос. В этом смысле еврейской государство – победитель.

Правда, не ясно, сколько продлится эта иранская слабость? Возможно, в результате усилий стран западного блока Иран развалится на несколько небольших государств, неспособных угрожать Израилю. А может быть, напротив, иранское общество консолидируется, как это бывает перед лицом серьезной внешней угрозы, и в итоге Иран станет сильнее и превратиться в полновесную региональную сверхдержаву, нападать на которую не захотят даже американцы.

Россия – едва ли не единственный крупный геополитический игрок, не желающий поражения ни Ирану, ни Израилю. Эта позиция делает нас подходящим медиатором конфликта. Если с нашим участием (или без него) удастся помирить или хотя бы примирить стороны, то и наш проект «Север – Юг» сможет развиваться дальше. Впрочем спокойной жизни нам не стоит ждать даже в этом случае. В регионе есть еще одна страна с амбициозным евро-азиатским логистическим проектом – Турция. Если она ухитрится как-то пробить по территории Армении свой «Зангезурский коридор», то и у МТК «Север – Юг», и у израильского IMEC появится мощный конкурент.