Начиная с 2020 года, в американском экспертном сообществе и в средствах массовой информации всё чаще обсуждается вопрос, ответ на который «внезапно» перестал быть очевидным: «Насколько ценным союзником для США является Израиль, и стоит ли продолжать его поддержку?» Общественная реакция на методы ведения израильтянами боевых действий на территории Газы подливает дополнительного масла в огонь дискуссии.
Есть четыре основных фактора, всегда определявших отношение американского истеблишмента к еврейскому государству. Во-первых, будучи главным форпостом США на Ближнем Востоке, Израиль обеспечивал Вашингтону возможность проецировать свою силу в регионе, где добывается львиная доля потребляемой человечеством нефти. Во-вторых, израильтяне с их мощной армией и великолепной разведкой отлично выполняли функцию контрбаланса советскому влиянию в арабских странах.
Третий фактор – очень богатое еврейское лобби в Штатах. Известно, что далеко не все евреи, живущие в Америке, симпатизируют Израилю. Тем не менее, состоятельных людей, готовых жертвовать свои деньги на финансирование политиков, которые стоят на страже интересов еврейского государства, по-прежнему много.
Четвертый фактор – это христианский сионизм, широко распространенный в большой и весьма влиятельной американской общине протестантов-евангелистов. Эта доктрина зародилась в начале XVII века в Англии, а затем вместе с европейскими переселенцами попала в США. Суть ее состоит в том, что возвращение еврейского народа в Святую землю и воссоздание еврейского государства является исполнением пророчеств Библии.
В 1621 году британский проповедник и политик Генри Финч, считающийся основателем христианского сионизма, выступил с речью, в которой утверждал, что евреи вернутся в Палестину, вновь завладев той землей, которая некогда им принадлежала, и останутся там до Судного дня, а Господь благословит те народы, которые окажут им поддержку. Ссылаясь на несколько глав из первой и четвертой книг Торы, Финч сказал: «Он благословит тех, кто благословляет евреев, и проклянет тех, кто проклинает их. То есть, любовь Господа по отношению к кому-либо проходит через Его любовь к евреям».
Предпосылки для возрождения еврейского государства созрели лишь в ХХ веке. Позиция Великобритании по этому вопросу основывалась на декларации, подготовленной в 1917 году одним из убежденных сторонников сионизма, министром иностранных дел Великобритании Артуром Бальфуром. В документе в частности говорилось: «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели».
По мере приближения к финалу Второй мировой войны разговоры о создании Израиля перешли в практическую плоскость. Впрочем, не все ведущие геополитики того времени поддерживали эту идею. Президент США Франклин Делано Рузвельт, к примеру, не был в восторге от нее, так как считал, что появление независимого еврейского государства затруднит налаживание связей с арабскими странами. Открыто против выступал и Уинстон Черчилль.
Однако в мае 1947 года, когда Специальный комитет ООН по Палестине представил план ее раздела, Рузвельта уже не было в живых, а Черчилль, проиграв выборы летом 1945 года, утратил власть. Пришедшие им на смену Гарри Трумэн и Клемент Эттли, как и большинство их преемников, относились к сионизму гораздо более благосклонно.
Ветер перемен
Почему же то, что так долго считалось аксиомой, всё чаще становится предметом споров? Почему оценка ценности американо-израильского союза стала меняться? Если кратко, то причина в том, что Израиль исчерпал свою рациональную полезность для США.
В начале 2000-х в Штатах произошла «сланцевая революция». Благодаря применению технологий наклонного бурения и гидроразрыва пласта, американские компании резко нарастили объемы добычи нефти и газа на своей территории. В 2015 года страна впервые стала глобальным лидером по объему добычи нефти, опередив Россию и Саудовскую Аравию, а к концу 2018-го из крупнейшего покупателя углеводородов в мире превратилась в одного из крупнейших продавцов.
В результате критическая зависимость от поставок ближневосточной нефти исчезла. Само собой, американцы по-прежнему стремятся контролировать ситуацию в регионе, но для решения этой задачи они вполне могут обойтись и без Израиля, ведь их крупнейшие военные базы находятся в арабских странах.
Необходимость сдерживать коммунистическую экспансию на Ближнем Востоке ушла в прошлое после того, как Советский Союз решил самоликвидироваться. Соединенные Штаты стали единственной глобальной сверхдержавой, и лидеры большей части арабских стран оперативно подстроились под нового гегемона. Те, кто отказался подчиниться, были показательно удалены с «мировой шахматной доски», а поддерживать дружеские отношения с оставшимися после «зачистки» региональными руководителями можно и без израильтян. В этом смысле они скорее обуза, чем помощь.
Остается христианский сионизм и еврейское лобби. Но и эти факторы постепенно теряют свою значимость. По прогнозам социологов, доля белого населения в США очень скоро опустится ниже 50%, а значит электоральный вес протестантского сообщества тоже станет меньше. Что касается лоббистов Израиля, то они продолжат финансировать избирательные кампании американских политиков, но с утратой рациональной мотивации эффективность их усилий неизбежно будет падать.
Давайте дружить против Китая!
После избрания Байдена в 2020 году положение сложилось угрожающее. В Штатах стало резко расти количество противников еврейского государства и сторонников Палестины, особенно среди членов Демократической партии, которая по существу узурпировала американскую внешнюю политику в последние тридцать лет.
Кроме того, глубочайший политический раскол, возникший в американском обществе, чреват началом новой гражданской войны в США. Если она вспыхнет, то про Израиль могут вообще забыть. Причем надолго.
Что же делать? Как и всегда в подобных случаях, решений есть два. Можно или попытаться найти новую, достаточно мощную и долгоиграющую рациональную мотивацию для «обновления клятв верности», или найти нового влиятельного покровителя. Высший пилотаж – это когда удается достичь обеих целей одновременно. Как говаривала Жозефина Бонапарт: «Умная женщина при разводе оставляет себе всё, включая мужа».
Еврейский народ недаром считается одним из самых креативных на нашей планете. Идея, которую придумали в Израиле, может одновременно помочь сохранить союз со Штатами и начать строить отношения с новым могущественным другом. Речь о проекте транспортного коридора «Индия – Ближний Восток – Европа». По первым английским буквам в названиях регионов за ним закрепилась аббревиатура IMEC.
Согласно замыслу разработчиков, грузы должны доставляться морем из Индии в Объединенные Арабские эмираты, далее по суше через территорию ОАЭ, Саудовской Аравии, Иордании и Израиля, затем снова морем в Грецию и оттуда в Италию, Францию и Германию.
В рамках проекта запланировано создание новых портов и железных дорог на Аравийском полуострове. Вдоль железнодорожного полотна должны быть проложены кабели для передачи энергии и цифровых данных, а также трубопровод для транспортировки в ЕС зеленого водорода из Индии, где уже начато его производство.
Первые обрывочные сведения о проекте появились в прессе в начале 2021 года. Известно, что он несколько раз обсуждался на переговорах в четырехстороннем формате с участием министров иностранных дел Израиля, Индии, ОАЭ и США. Официально о намерении реализовать проект IMEC было объявлено в сентябре 2023 года в ходе саммита G20 в Нью-Дели. Представители Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии, США, Германии, Италии, Франции и Европейского союза подписали там соответствующий меморандум.
Стратегическим узлом коридора IMEC на Средиземном море должен стать порт в городе Хайфа. В 2020 году правительство Израиля решило приватизировать его, и 100% акций управляющей компании Haifa Port Company Ltd были выставлены на продажу. В июле 2022-го стали известны результаты тендера. Победу в нем одержал консорциум индийской Adani Ports and Special Economic Zone (APSEZ) и израильской Gadot Group с долями 70% и 30% соответственно. Сумма сделки составила 1,2 миллиарда долларов.
В случае, если транспортный коридор удастся запустить, порт Хайфы, который и так является самым крупным в Израиле, вполне может стать крупнейшим на Средиземном море. Перспектива обрести свой собственный Роттердам несомненно очень привлекательна, и израильские чиновники, включая премьер-министра Биньямина Нетаньяху, не жалеют сил для продвижения проекта IMEC. После пятилетнего перерыва Нетаньяху дважды, осенью 2023-го и 2024-го лично выступил на Генеральной Ассамблее ООН, и оба раза с фломастером в руке демонстрировал залу карту Ближнего Востока, на которой рисовал маршрут коридора. В сентябре 2023 года он говорил о проекте так:
«Несколько лет назад я стоял здесь с красным фломастером, чтобы показать проклятие, великое проклятие – опасность ядерного Ирана. Но сегодня я принес этот фломастер, чтобы продемонстрировать великое благословение. Благословение нового Ближнего Востока благодаря миру между Израилем, Саудовской Аравией и другими нашими соседями.
Мы не только разрушим барьеры между Израилем и нашими соседями. Мы построим новый коридор мира и процветания, который соединит Азию – через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию, Израиль – с Европой. Это экстраординарное изменение, монументальное изменение, еще один поворот истории».
Заметим, что Нетаньяху упомянул Азию, а не Индию, хотя именно Индия является ключевым участником проекта. Такая подмена едва ли случайна. Какая страна первой приходит на ум, когда мы говорим об Азии сейчас? Очевидно – Китай. Какую страну американские политики считают главным стратегическим конкурентом, соперником, а значит и потенциальным противником Соединенных Штатов? Китай.
Какому проекту китайское руководство и китайский бизнес уделяют наибольшее внимание в последние годы? «Один пояс, один путь». В чем состоит главная задача этого проекта? Если вынести за скобки детали, то она заключена в создании надежной инфраструктуры для доставки товаров из Азии в Европу. Именно из Азии, а не только из КНР. Что может стать эффективным средством противодействия проекту «Пояс и путь»? Альтернативный проект, преследующий те же самые цели.
Индия – единственная страна в Азии, способная сравниться с КНР по совокупной мощи. Учитывая, что она занимает первое место в мире по населению, а ее экономика развивается даже быстрее китайской, лучшего партнера для реализации альтернативного проекта не найти.
Конечно, китайцы уже вложили в свой «Пояс и путь» больше триллиона долларов. Темпы инвестирования не снижаются, а количество участников перевалило за полторы сотни. Однако если посмотреть на список подписантов меморандума 2023 года, то легко посчитать, что суммарно страны, согласившиеся участвовать в проекте IMEC, представляют около половины мировой экономики и 30% населения Земли. Это дает неплохие шансы на успех даже с позиции догоняющего.
Гладко было на бумаге…
У любого крупного инфраструктурного проекта всегда есть сторонники, рассчитывающие получить от него какую-то выгоду, и противники, опасающиеся, что его реализация может нанести им ущерб. На сегодняшний день существует четыре основных маршрута, по которым товары из Азии доставляются в Европу: Суэцкий канал, обход Африки, Транссиб и Северный морской путь. В стадии запуска находится еще один маршрут – транспортный коридор «Север – Юг», создаваемый Россией, Ираном и Индией.
Все эти пять маршрутов в принципе могут рассматриваться в качестве конкурентов для коридора IMEC, хотя и в разной степени. А значит страны, имеющие в них свои интересы, вряд ли можно отнести к числу сторонников израильской инициативы.
Кроме того, есть еще несколько маршрутов, потенциально способных встать в один ряд с вышеперечисленными. Например, Транскаспийский, проходящий по Каспийскому морю и соединяющий Центральную Азию с Европой через Азербайджан и Грузию. Есть свой проект и у Турции с Ираком – «Дорога развития». Его цель состоит в том, чтобы связать богатые углеводородами регионы Ирака, Катара и ОАЭ с Европой через территорию Турции.
Страны, зарабатывающие или планирующие зарабатывать на азиатско-европейском транзите грузов, по-разному реагировали на объявление старта проекта IMEC. Президент Египта, к примеру, высказался максимально нейтрально. Владимир Путин, выступая на пленарной сессии Восточного экономического форму в сентябре 2023 года, и вовсе поддержал новую инициативу.
– Я считаю, что создание IMEC нам только на пользу. Это будет нам только помогать развивать логистику. Дополнительное движение товаров по этому коридору – это, по сути, дополнение к нашему проекту «Север – Юг». Мы здесь ничего не видим такого, что могло бы нам как-то помешать. Если будет еще один маршрут, значит, мы сможем через Черное море уходить, потом в Средиземное, и использовать этот коридор, – сказал президент России.
Самой негативной была реакция президента Турции, который раскритиковал израильский проект. Возможно, на его комментарии никто не обратил бы особого внимания. Однако дальнейшие события дали повод задуматься о влиянии логистики на мировую политику.
Меморандум, посвященный проекту IMEC, был подписан на саммите G20 в Нью-Дели 9 сентября 2023 года. Первое выступление Биньямина Нетаньяху с красным фломастером состоялось на Генеральной Ассамблее ООН спустя тринадцать дней, 22 сентября 2023 года. А всего через две недели, 7 октября из Сектора Газа на территорию Израиля вторглись 2500 боевиков движения Хамас, убив 1200 израильтян и похитив еще 242 человека. В ответ на это Израиль ввел войска в Газу и начал военную операцию, целью которой было объявлено освобождение заложников и уничтожение движения Хамас.
Вторжение боевиков не только спровоцировало крупномасштабную войну, которая на момент написания этой статьи продолжается, но и поставило на паузу реализацию проекта IMEC, так же как и начавшийся недавно процесс нормализации отношений между Израилем и арабскими соседями, в первую очередь с Саудовской Аравией и ОАЭ.
Тут имеет смысл напомнить, что движение Хамас было создано в 1987 году на базе благотворительных организаций палестинского отделения ассоциации «Братья-мусульмане» (ее деятельность запрещена на территории России), которая, в свою очередь, очень близка к правящей в Турции Партии справедливости и развития.
Тесное сотрудничество между движением Хамас и Анкарой – общеизвестный факт. Его никто и не пытается скрывать. Однако никаких доказательств причастности Турции к организации нападения на Израиль нет. Есть лишь многочисленные заявления турецкого лидера в поддержку «справедливой борьбы Хамас против террористического государства Израиль», сделанные им вскоре после начала конфликта. Как бы то ни было, для турецкого проекта «Дорога развития» затяжное палестино-израильское противостояния объективно в плюс.
Многие в мире задаются вопросом: почему бы Израилю не исполнить решение ООН о создании палестинского государства и не прекратить всё это безумие? Причин множество. В основном они относятся к сферам религии и безопасности. Мы обратим внимание на экономический аспект. Злые языки утверждают, что одной из причин резко отрицательного отношения Тель-Авива к признанию независимого государства Палестина является нежелание допустить строительство глубоководного порта на побережье Газы, который мог стать конкурентом для израильских портов.
В конце ХХ века порт в Газе мог появится. Его строительство началось после того, как в 1993 году были подписаны знаменитые мирные Соглашения «Осло» между Израилем и Организацией освобождения Палестины. Средства на возведение порта были выделены Италией, Голландией и Францией. Но в 2001 году израильские военные полностью уничтожили все созданные сооружения, объяснив это возмездием за убийство двух своих солдат. С тех пор любые попытки возобновить стройку жестко блокировались Тель-Авивом. «Пока палестинцы проявляют враждебность по отношению к Израилю, порта у них не будет», – примерно так можно подытожить высказывания израильских политиков на эту тему.
Что мы наблюдаем сегодня? Стиль ведения боевых действий в Газе не оставляет сомнений в том, что наиболее предпочтительным вариантом завершения войны для Тель-Авива был бы полный исход палестинского населения из Сектора. Куда-нибудь подальше. К примеру, в Египет. Получится ли? Посмотрим. Если да, то, возможно, в Газе все-таки появится порт, но уже израильский. Или индийский. Если нет, то один из древнейших городов на нашей планете вероятнее всего так и останется без собственного порта.