Приглашаем Вас на наш стенд на выставке TransRussia 18 - 20 марта 2025 (Москва, Крокус-Экспо, павильон 3, зал 15, стенд C4173) Промокод для регистрации и бесплатного посещения: tr25eRATN
We invite you to our booth at TransRussia exhibition 18 - 20 March 2025 (Moscow, Crocus Expo, Pavillion 3, Hall 15, Booth C4173) Free ticket promo code: tr25eRATN
Блог / История мировой торговли / 1 января 2025 года

ВРЭП / RCEP: крупнейшая в мире зона свободной торговли

После провала проекта тотальной глобализации мир перешел к делению на макрорегионы. Одним из симптомов этого процесса является активное развитие существующих и появление новых региональных интеграционных объединений. Самым крупным из них как по общему населению стран-участниц, так и по суммарному ВВП является Всестороннее региональное экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership).

В него входят десять государств-членов Ассоциации АСЕАН: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины, а также Австралия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония. Количество людей, живущих в этих странах, превышает 2,2 миллиарда человек:

Китай: 1,412 млрд. человек
Индонезия: 279 млн. человек
Япония: 125 млн. человек
Филиппины: 114 млн. человек
Вьетнам: 100 млн. человек
Таиланд: 71 млн. человек
Мьянма (Бирма): 55 млн. человек
Южная Корея: 52 млн. человек
Малайзия: 33 млн. человек
Австралия: 26 млн. человек
Камбоджа: 17 млн. человек
Лаос: 8 млн. человек
Сингапур: 6 млн. человек
Новая Зеландия: 5 млн. человек
Бруней: 460 тыс. человек

Суммарный ВВП государств-участников объединения оценивается в 26-27 триллионов долларов.

Вркатце история создания ВРЭП выглядит так: после Азиатского финансового кризиса 1997 – 1998 годов Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) активно продвигала новые формы экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2001 году появилось партнерство АСЕАН+3 (EAFTA), объединившее страны АСЕАН, Китай, Японию и Республику Корею. В 2007 году Япония предложила расширить кооперацию, создав CEPEA (АСЕАН+6), куда вошли также Австралия, Индия и Новая Зеландия.

В 2009 году было решено объединить ключевые идеи обеих инициатив. Так появилась концепция Всестороннего регионального экономического партнерства. Переговоры между потенциальными участниками начались 20 ноября 2012 года на саммите АСЕАН в Камбодже и заняли в общей сложности восемь лет. В какой-то момент у наблюдателей возникло ощущение, что проект «не взлетит». Однако 15 ноября 2020 года соглашение о создании ВРЭП всё-таки было подписано, а 1 января 2022 года оно вступило в силу.

Первоначально предполагалось, что шестнадцатым участником будет Индия. Если бы так произошло, то масштаб объединения мог стать еще более впечатляющим, ведь тогда суммарное население государств-членов составило бы почти половину населения планеты. Но после долгих и сложных переговоров в Нью-Дели решили не присоединяться к соглашению из-за опасений ослабить свои позиции в конкуренции с Китаем. Впрочем, нельзя исключать, что в будущем Индия может изменить свое решение.


Какой смысл?

Появление Всестороннего регионального экономического партнерства стало ответом на рост американского протекционизма и усиление напряженности между США и Китаем. Самое забавное, что ВРЭП создавался в качестве альтернативы Транстихоокеанскому партнерству. Но после того, как Дональд Трамп вывел Америку из ТТП, объединение, хотя и сохранилось, утратило ту мощь, которую могло бы обрести вместе с Соединенными Штатами.


Какие цели преследуют создатели ВРЭП?

1. Укрепление региональной интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который является одним из самых динамично развивающихся в мире.

2. Снижение таможенных барьеров и стандартизация правил торговли между странами-участницами для облегчения доступа к рынкам для бизнеса. Соглашение предполагает снижение или полную отмену около 90% тарифов в торговле между странами Азии в течение 20 лет.

3. Повышение конкурентоспособности участников соглашения на глобальном уровне за счет создания более эффективных цепочек поставок и увеличения масштаба производства.

4. Стимулирование экономического роста путем расширения возможностей для экспорта и привлечения иностранных инвестиций.


Какие конкретные выгоды уже получили участники объединения?

1. Снижение тарифов на товары. К примеру, Китай отменил пошлины на импорт японских автомобилей и электроники, Япония снизила тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции из Австралии и Новой Зеландии, а страны АСЕАН получили доступ к новым рынкам для своей текстильной и электронной продукции.

2. Развитие производственных цепочек. Участники соглашения теперь могут использовать материалы и компоненты из любой страны-участницы без потери статуса «локального производства». Это создает новые возможности для кооперации между компаниями из разных стран.

3. Реальный рост объема инвестиций у всех участников. Региональная интеграция делает страны-члены более привлекательными для иностранных инвесторов, поскольку они получают гарантированный доступ к большим рынкам.

4. Существенное улучшение условий для малого и среднего бизнеса. Соглашение содержит специальные положения, направленные на поддержку малых предприятий, которые раньше сталкивались с трудностями при выходе на международные рынки.


Надо ли России вступать в ВРЭП?

Трудно поверить, но когда переговоры о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли с участием наших важнейших экономических партнеров – Индии и Китая шли полным ходом, Россия не проявляла к этому процессу почти никакого интереса. Фактически для российского правительства подписание соглашение стало неожиданностью. Во всяком случае, так утверждают источники, близкие к нашему экономическому блоку. Размышления о том, что теперь с этим делать, начались уже после того, как всё случилось.

На ближайшие несколько лет особенных оснований для беспокойства вроде бы нет, поскольку главных источников наших экспортных доходов – нефти, газа, металлов и удобрений правила ВРЭП не затрагивают. А вот дальше могут начаться трудности. Россия будет стремиться двигаться вверх по цепочке добавленной стоимости. При успешной реализации этого замысла отечественные компании рискуют попасть под действие требований ВРЭП, что сделает их менее конкурентоспособными на азиатских рынках.

Особенно уязвимым сектором становится агропромышленный комплекс, который сегодня демонстрирует самый динамичный рост среди направлений российского экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, российские высокотехнологичные компании, которые начинают активно развивать сотрудничество с Юго-Восточной Азией и Китаем в сфере IT-услуг, могут столкнуться с ощутимым повышением барьеров для входа на эти рынки.

У потенциального присоединения нашей страны к ВРЭП есть и плюсы, и минусы.

Аргументы «За»:

1. Упрощенный доступ к огромному рынку.
2. Диверсификация внешнеторговых связей и уменьшение зависимости от западных рынков.
3. Облегчение доступа к передовым технологиям и ноу-хау из стран АТР, особенно в сферах цифровизации и высокотехнологичного производства.
4. Ускорение экономического развития российского Дальнего Востока, который географически ближе всего к участникам ВРЭП.

Аргументы «Против»:

1. Неготовность большинства российских производителей к жесткой конкуренции со стороны продвинутых компаний из Китая, Японии и Южной Кореи.
2. Сложности адаптации к строгим требованиям соглашения.
3. Необходимость согласовывать присоединение к ВРЭП со всеми странами-участницами ЕАЭС.
4. Возможность фактического поглощения ЕАЭС более мощным объединением, в котором ведущую роль играет Китай.

В целом вероятность вхождения нашей страны в состав участников ВРЭП сейчас оценивается экспертами как очень низкая. Выбирая между рынками будущего и сегодняшними интересами структур, контролирующих сырьевой сектор, российское правительство очевидно отдает предпочтение последним. Кроме того, для выживания и устойчивого развития России необходим собственный макрорегион, создавать который будет гораздо труднее, взяв на себя серьезные ограничения, продиктованные уставом объединения, созданного не нами и не для нас.