Здания для цехов строили необычным способом, наглядно подтверждая правильность пословицы: «Голь на выдумку хитра». Разравнивали площадку и заливали ее цементом. Когда он застывал, устанавливали на него каркас из чугунных рельсов, а стены и крышу делали из досок, покрытых толем. От осадков и ветра эти быстровозводимые корпуса спасали, но и только. Зимой в цехах было холодно, а летом, с учетом специфики производства, невыносимо жарко.
Спустя всего 18 дней после начала строительных работ предприятие вышло на выпуск согласованных 5 тысяч пудов рельсов в сутки! Кто еще в мире так может?! Нечто подобное происходило только во время запуска военных заводов, эвакуированных на Урал в начале Великой Отечественной войны. Мы писали об этом
в одной из предыдущих статей.Первую продукцию завода испытывали в присутствии великого князя Константина. С большой высоты на рельс уронили 32-пудовую чугунную бабу. После осмотра повреждений обнаружено не было. Затем такому же тесту подвергли новый английский стальной рельс, который эффектно лопнул от удара. Победу над туманным Альбионом шумно отмечали несколько часов. Столы для инженеров и рабочих были накрыты прямо в цехах. Денег на угощения и напитки Николай Иванович не пожалел.
Через год Путиловский завод превратился в крупнейшее металлургическое предприятие Российской империи. Помимо железнодорожных рельсов, завод выпускал товарные и пассажирские вагоны, десятки наименований станков, инструментальную сталь, землечерпалки и землесосы, экскаваторы (в том числе водные), драги для золотых приисков, подъемные краны, дробильные машины и многое другое.