Блог / Тренды / 30 октября 2020 года
Американская транспортная ассоциация АТА, объединяющая отраслевые союзы всех пятидесяти штатов и занимающаяся анализом тенденций на рынке грузоперевозок, в своем очередном докладе заявила, что нехватка водителей-дальнобойщиков в США через пять лет может вырасти с нынешних двухсот тысяч до пятисот тысяч человек. В чем причина резкого уменьшения популярности хорошо оплачиваемой работы?

Почему профессия дальнобойщика утрачивает привлекательность?

На первый взгляд ситуация выглядит весьма странно. Конечно, зарплата начинающего трак-драйвера в Штатах составляет немногим более 3 000 долларов в месяц при средней зарплате по стране в 4 055 долларов (согласно отчету бюро трудовой статистики). Но ведь всего через пять лет после начала трудовой деятельности водители большегрузных машин получают уже более 5 000 долларов, а опытные профессионалы могут зарабатывать и вовсе 9-10 000 долларов в месяц. Почему же при таком уровне выплат транспортные компании не могут найти достаточного количества сотрудников?
Первая причина – изменение менталитета американцев. Говорят, что всех водителей, работающих по найму, можно условно поделить на две неравные категории: «таксистов» и «дальнобойщиков».

Явное меньшинство – это «Дальнобойщики». Эти парни любят стабильность и предсказуемость, и поэтому выбирают работу с заранее понятным доходом и отсутствием неопределенности в плане наличия заказов. Они могут много дней подряд вести свой трак из точки А в точку Б, терпеть связанные с этим неудобства, спать в кабине, там же принимать душ, лишь бы не надо было каждый день, и каждый час искать новых клиентов.

«Таксисты», которые находятся в большинстве, предпочитают меньше зарабатывать, но ощущать себя свободными – отвез пассажира и делаю, что хочу. Управление машиной, передвигающейся, словно поезд, на протяжении нескольких дней по заранее проложенному маршруту, кажется им делом чрезмерно однообразным и утомительным.
Поколение американских бэбибумеров, в котором было много людей, выбирающих стабильность, постепенно выходит на пенсию, а процент «таксистов» с каждым годом становится больше – клиповое мышление нового поколения берет свое. Известный факт: современные молодые люди (не только в Штатах, но и во всем мире) с трудом могут заставить себя посмотреть целиком полуторачасовой фильм, не включая перемотку. Что уж говорить про «фильм» длинной в неделю!
Вторая причина нежелания идти в трак-драйверы – стремление молодых американцев оставаться поближе к семье и к друзьям. Отсутствовать неделями в родном городе без возможности ходить в любимые кафе и на вечеринки для многих из них – достаточный повод отказаться от надежной и высокооплачиваемой работы.
Третья причина – это слишком большие риски, связанные с профессией дальнобойщика. Времена знаменитых грабителей дилижансов давно в прошлом, но криминала на дорогах Америки по-прежнему хватает. Всеобщая цифровизация открыла перед разнообразными бандами безграничные возможности по получению информации о номенклатуре, количестве и стоимости перевозимых грузов с помощью взлома компьютеров транспортных компаний. Да и информаторы, готовые продать любые сведения тому, кто готов хорошо заплатить, из офисов перевозчиков никуда не делись.

Поэтому трак-драйверы вот уже несколько десятилетий находятся в топе наиболее опасных профессий в США. И высокие выплаты по страховым полисам на случай похищения, увечий или гибели от рук работников с большой дороги потенциальных водителей большегрузов вдохновляют не слишком сильно.
Четвертая причина – отчеты многих экспертов в области грузоперевозок, прогнозирующие уже в ближайшие годы массовое внедрение беспилотников, а через двадцать лет – почти полное вытеснение роботами людей из кабин грузовиков. Молодые американцы не горят желанием оказаться жертвами технического прогресса и выбирают себе другие профессии.