Блог / История судостроения / 11 сентября 2024 года

«Русский способ» перевозки нефти, или кто построил первый в мире танкер?

Когда человек научился использовать нефть? Первые письменные свидетельства осознанного применения природной горючей жидкости относятся к пятому тысячелетию до нашей эры. Шумеры, населявшие территорию нынешнего Ирака, использовали жидкую нефть в светильниках, вместо масла, а также лечили с ее помощью болезни кожи и суставов.
Густой битум, который образовывался под воздействием ветра из нефти, просачивающейся на поверхность земли, шумеры смешивали с песком, глиной и гравием, получая нечто похожее на современный асфальт. Этот материал употребляли для строительства дорог и укрепления берегов каналов. Смесь битума с песком и глиной шла на изготовление особо прочных кирпичей, а битум в чистом виде применялся для обеспечения водонепроницаемости корабельных корпусов. Впоследствии всё то же самое делали персы, греки и римляне.
Впрочем, есть и гораздо более древние примеры. В 1994 году в местечке Умм-эль-Тлель сирийской провинции Хомс археологи обнаружили несколько копий неандертальцев, каменные наконечники которых были соединены с деревянными древками при помощи нагретого битума. Возраст этих находок составляет около 70 тысяч лет! Так что, роман человечества с «черным золотом» начался очень давно.
Селёдочный стандарт

До появления танкеров нефть перевозилась преимущественно в деревянных бочках. Единый стандарт этой тары был утвержден в 1872 году. Американская Ассоциация производителей нефти выбрала в качестве эталона голландскую бочку для транспортировки сельди, которая, начиная с пятнадцатого века, имела строго определенный объем – 42 галлона. После заполнения нефтью она весила около 160 килограмм, что позволяло управляться с ней одному грузчику. Словосочетание «нефтяной баррель» относится именно к такой бочке независимо от того, деревянная она или металлическая.
В середине XIX века изобретение керосина и прочих производных нефти привело к тому, что спрос на нее во всем мире вырос многократно. Основных мест добычи было три: Российская империя, а конкретно – район Баку, принадлежавшая Австро-Венгрии Галиция и штат Пенсильвания на восточном побережье США. При этом, несмотря на то, что расстояние между Баку и Нижним Новгородом было в два с лишним раза меньше, чем между Петербургом и Филадельфией, откуда в Россию поступала заокеанская нефть, стоимость доставки с берегов Каспия была выше – 35-45 копеек за пуд против 25-30 копеек у американских поставщиков.

Главными причинами были затраты на погрузочно-разгрузочные работы и уровень потерь в процессе транспортировки. Деревянные бочки были не только тяжелыми, но и недолговечными. Чем чаще их перемещали, тем быстрее они давали течь. На внутрироссийском маршруте перевалок было больше. Как следствие, нефти из бочек вытекало в среднем 20-25% от перевозимого объема против 10-12% у американцев. Более надежные металлические бочки стоили тогда непомерно дорого, и их мало кто использовал.
К началу 1870-х годов правительству в Петербурге стало очевидно, что если не ввести заградительные пошлины на дешевую американскую нефть и нефтепродукты, в частности керосин, то вскоре они могут вытеснить российские углеводороды с отечественного рынка. Однако в 1873 году нашлось более изящное решение.


Русский способ

Перевозкой углеводородов по Каспийскому морю и далее по Волге, из нефтяной столицы Российской империи – Баку – в торговую столицу – Нижний Новгород – занимались несколько десятков предпринимателей. Среди них были астраханские купцы Николай и Дмитрий Артемьевы. Семь небольших парусных шхун, которыми они владели, относились к категории «кусовых лодок». Так в регионе Прикаспия называли суда, часто применяемые для ловли рыбы «на кус».

После того, как одно из их судов вернулась из очередного рейса, братья решили попробовать изменить способ транспортировки, заменив множество привычных деревянных бочек на одну большую деревянную цистерну. Николай Артемьев писал об этом так:

«Мы переделали кусовую лодку «Александр» для налива нефти, устроив в ней ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса, что немедленно отразилось в скорости выгрузки и нагрузки ее. Этот первый опыт, повлекший на нас насмешки других промышленников, дал между тем блестящие результаты. В то время, когда прочие наши суда, грузившиеся старым способом, сделали в навигацию шесть рейсов, лодка «Александр» совершила их восемь. Причем первые, выгрузив на 9-футовом рейде нефть, другого груза, кроме порожних бочек, не могли взять, тогда как последняя, выгрузившись и приведя ларь в должную чистоту, тотчас же грузилась лесом и шла обратным рейсом в Баку уже не пустою».
Канонически считается, что идею перевозить нефть не в бочках, а в специально оборудованных трюмах судов первым предложил в 1863 году Дмитрий Иванович Менделеев. Доподлинно неизвестно, рассказывал ли кто-нибудь братьям Артемьевым об этом или они самостоятельно пришли к этой мысли. В любом случае первенство практического внедрения инновационного способа перевозки нефти с использованием наливных судов принадлежало нашим соотечественникам. Оттого и способ этот довольно долгое время во всем мире именовался «русским».

Подведя итоги летней навигации 1873 года, братья решили полностью переоборудовать свою флотилию. На всех семи шхунах, включая «Александр», были установлены более безопасные металлические емкости. В следующий сезон обратные рейсы уже не были порожними, что увеличило выручку в полтора с лишним раза. Перевезя нефть в Нижний Новгород, суда брали на борт другие товары. Если емкости заполнялись сухим сыпучим грузом, то пол устилали камышом. После выгрузки емкости промывались водой с содой. Затем в них снова заливали нефть.

В процессе эксплуатации своих танкеров Артемьевы внедрили еще несколько полезных технических новаций. Например, в 1878 году они первыми начали применять для загрузки нефти мощный паровой насос, изготовленный на их заводе в Астрахани. Это очень серьезно сократило время погрузки и снизило себестоимость доставки. В 1882-м решением жюри Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве братья Николай и Дмитрий Артемьевы были удостоены почетного отзыва «за инициативу по введению на Каспийском море перевозки нефти наливом в деревянных судах».


Танкер Нобеля

Изобретение братьев Артемьевых развил выдающийся российский инженер и предприниматель Людвиг Нобель, старший брат и деловой партнер учредителя Нобелевской премии Альфреда Нобеля.
В 1876 году он спроектировал нефтеналивное судно невиданной дотоле конструкции. Спустя год оно было построено на верфи AB Motala Verkstad в Швеции, а летом 1878 года совершило свой первый рейс из Баку в Нижний Новгород.
Танкер получил имя «Зороастр» в честь основателя зороастризма – религии, основанной на поклонении огню и имевшей много последователей в регионе Каспийского моря. Силовая установка судна была паровой и работала на угле. Длина его корпуса, изготовленного из стали, составила 56 метров, ширина – 8,2 метра, водоизмещение – 400 тонн. В восьми вкладных металлических цистернах «Зороастра» можно было перевозить 242 тонны нефти или керосина.
Цистерны прослужили недолго. Нобель распорядился убрать их и наливать нефть непосредственно в трюм, благо стальной корпус и переборки были очень прочными и устойчивыми к коррозии. Этот способ транспортировки оказался настолько удобным и экономичным, что по мере появления аналогичных судов на Каспии цены на углеводороды для потребителей в России постепенно снизились почти в два раза.

К началу ХХ века перевозкой нефти и нефтепродуктов из района Баку занимались уже 345 наливных судов – 133 паровых и 212 парусных. Самым многочисленным флотом танкеров владели Нобели. Созданная ими в 1876 году компания «Товарищество Братьев Нобель» всего за четверть века стала одной из крупнейших в России, внеся огромный вклад в развитие отрасли добычи и переработки углеводородов.
В списке ее заметных достижений было создание первого российского нефтепровода, изобретение первого в мире цилиндрического резервуара-нефтехранилища, первого в мире теплохода и первого дизель-электрохода, а также постройка первой в России электростанция для силовых, а не только осветительных нужд. Еще одной приятной победой Нобелей стало полное вытеснение с европейского керосинового рынка корпорации Standard Oil, принадлежавшей Джону Рокфеллеру.
Октябрьская революция 1917 года поставила точку в славной истории фирмы. Все ее активы, включая торговый флот, были национализированы, став основой для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности СССР. «Зороастр» с красным флагом на корме перевозил нефть и нефтепродукты еще три десятка лет, вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Завершение его долгой карьеры также оказалось связано с нефтью. Летом 1949 года советские геологи обнаружили большое месторождение на каменистой гряде «Черные камни», в 42 километрах к юго-востоку от Апшеронского полуострова.
Для организации добычи было принято решение укрепить гряду и создать рядом с ней искусственный остров, названный «Нефтяные камни». Со временем вокруг него сформировался огромный архипелаг. Фундаментом для острова послужили семь списанных судов, корпуса которых были залиты цементом и затоплены. Одним из этих судов был первый в мире стальной танкер Людвига Нобеля. Так что, в каком-то смысле, даже выйдя в отставку, «Зороастр» остался частью нефтяной промышленности.