К началу 1870-х годов правительству в Петербурге стало очевидно, что если не ввести заградительные пошлины на дешевую американскую нефть и нефтепродукты, в частности керосин, то вскоре они могут вытеснить российские углеводороды с отечественного рынка. Однако в 1873 году нашлось более изящное решение.
Русский способ
Перевозкой углеводородов по Каспийскому морю и далее по Волге, из нефтяной столицы Российской империи – Баку – в торговую столицу – Нижний Новгород – занимались несколько десятков предпринимателей. Среди них были астраханские купцы Николай и Дмитрий Артемьевы. Семь небольших парусных шхун, которыми они владели, относились к категории «кусовых лодок». Так в регионе Прикаспия называли суда, часто применяемые для ловли рыбы «на кус».
После того, как одно из их судов вернулась из очередного рейса, братья решили попробовать изменить способ транспортировки, заменив множество привычных деревянных бочек на одну большую деревянную цистерну. Николай Артемьев писал об этом так:
«Мы переделали кусовую лодку «Александр» для налива нефти, устроив в ней ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса, что немедленно отразилось в скорости выгрузки и нагрузки ее. Этот первый опыт, повлекший на нас насмешки других промышленников, дал между тем блестящие результаты. В то время, когда прочие наши суда, грузившиеся старым способом, сделали в навигацию шесть рейсов, лодка «Александр» совершила их восемь. Причем первые, выгрузив на 9-футовом рейде нефть, другого груза, кроме порожних бочек, не могли взять, тогда как последняя, выгрузившись и приведя ларь в должную чистоту, тотчас же грузилась лесом и шла обратным рейсом в Баку уже не пустою».