19 сентября 1831 года, когда все подготовительные работы были завершены, пришло время отделить заготовку. На верхней кромке вдоль всей борозды были расставлены рабочие с массивными молотами. По сигналу они одновременно ударяли ими по клиньям, и вскоре монолит начал постепенно отделяться от скалы. К радости Монферрана трещины появлялись строго в намеченных местах. А затем, примерно через семь минут после первых ударов, монолит под действием больших деревянных рычагов и кабестанов (лебёдок с вертикальным барабаном), слегка поколебавшись, медленно и почти беззвучно упал на приготовленную для него еловую «постель».
Первичное скругление (оболванивание) кромок проводилось на месте. Одновременно работы вели 250 каменщиков. Для того, чтобы уберечь поверхность колонны от повреждений при перекатывании на пристань, погрузке и разгрузке в столице, Монферран принял решение оставить на монолите несколько предохранительных поясов большего диаметра, чем основной. Таким образом, в случае ударов сколы должны были остаться на тех поверхностях, которые всё равно подлежали удалению.
Интересная деталь: как известно, диаметр нижней части Александровской колонны составляет 3,66 метра, а верхний – 3,19 метра, и когда мы смотрим на нее, то ее боковые поверхности кажутся нам абсолютно ровными. На самом же деле колонна имеет слегка бочкообразную форму. Это связано с тем, что воздух как бы «съедает» часть поверхности, делая любую ровную колонну вогнутой в глазах зрителя.
Для преодоления этого оптического эффекта с античных времен применяется энта́зис – небольшое утолщение диаметра в районе одной трети высоты снизу. Расчет кривизны Александровской колонны для Монферрана делал выдающийся французский математик Гаврило Францевич Ламе, который в то время преподавал в недавно созданном петербургском Институте путей сообщения.