Бесцеремонность Хрущева, его непонимание специфики взаимодействия с представителями китайской культуры, кардинально отличающейся от европейской, привели к тому, что личная обида, усугубленная крайней амбициозностью Мао, довольно быстро переросла в политический раскол на государственном уровне. Кровопролитный конфликт случившийся в 1969-м на Даманском, был всего лишь эпизодом в длинной череде пограничных стычек, количество которых постоянно росло уже с начала 1960-х.
Комсомольская стройка
После отставки Хрущева и прихода к власти в СССР гораздо более деликатного Леонида Ильича Брежнева возникла надежда, что сильно испорченные отношения с Китаем удастся восстановить, но этого не произошло. Советские военные руководители, не склонные к сантиментам, предлагали не тратить время попусту и начинать всерьез готовиться к возможной войне с КНР.
Одним из первых пунктов в их списке неотложных мер значилась достройка БАМа, так как Народно-освободительная армия Китая имела все необходимые силы и средства для того, чтобы перерезать Транссибирскую магистраль. В этом случае советское командование лишилось бы возможности снабжать войска на Востоке страны, а все наши дальневосточные регионы оказались бы отрезанными от «большой земли».
Строго говоря, работы на Байкало-Амурской магистрали возобновились не в апреле 1974 года, от которого принято отсчитывать брежневский период развития проекта, а на два года раньше. Первое вновь созданное управление – «БАМстройпуть» – было сформировано в ноябре 1971-го. В апреле 1972-го на участке Бамовская – Тында были отсыпаны первые кубометры грунта, а в сентябре того же года от нулевого километра этой линии торжественно уложили первое звено.