По понятным причинам против проекта Герстнера выступали купцы, занимавшиеся грузовыми речными и, особенно, гужевыми перевозками. Да и общественное мнение не жаловало «австрийскую затею». Александр Сергеевич Пушкин, к примеру, считал, что новая трасса будет по полгода занесена снегом, а привлечение для ее расчистки податных крестьян из придорожных деревень, может вызвать бунты, не говоря уже о том, что деньги, выделенные из казны на строительство, наверняка разворуют.
Сам Герстнер тоже «подлил масла в огонь», потребовав за свое участие в проекте монополию на строительство всех железных дорог в Российской империи сроком на двадцать лет. И всё же, несмотря на критику и сомнения, Николай I принял решение испытать австрийца в деле. В предоставлении монополии ему, разумеется, было отказано, а вместо семисоткилометровой магистрали Санкт-Петербург – Москва император предложил Герстнеру начать с постройки гораздо более короткой, двадцатисемикилометровой трассы от Санкт-Петербурга до Павловска через Царское село.