Еще одной проблемой на протяжении всего строительства был дефицит рабочей силы, из-за которого оно неоднократно приостанавливалось. Для решения этой проблемы пришлось широко применять труд ссыльных и каторжан, получавших сокращение сроков за хорошую работу. Также на стройку активно привлекались местные жители. Они учили русский язык и получали новые профессии. Не только само строительство, но и многочисленные депо и мастерские на трассе давали им работу и доход, что объективно способствовало постепенному формированию взаимопонимания между представителями разных народов империи.
Вокруг любой крупной железной дороги всегда быстро возникают новые поселения, а те, что существовали до начала ее прокладки, получают мощный импульс к развитию. Так было и в случае с Транссибом. Достаточно упомянуть, к примеру, Новосибирск, превратившийся, из маленького поселка в крупнейший российский научный центр. Вдоль трассы, помимо необходимого для ее функционирования путевого и ремонтного хозяйства, строилось множество пристанционных поселков, храмов, школ, ремесленных училищ, больниц и т.п.
Вокзалы на Транссибирской магистрали – это вообще отдельная история. Возводились они чаще всего заранее и в большинстве своем являлись настоящими произведениями архитектурного искусства. В крупных городах они были каменными, в маленьких – деревянными, но везде – красивыми. Один из шедевров – облицованный местным мрамором вокзал в городе Слюдянка, расположенном на западной оконечности Байкала. Появление изящных мостов, вокзалов и дорожных построек влияло на местных жителей и губернские власти, заставляя их более внимательно заниматься облагораживанием своих городов и поселков.