Блог / История мировой торговли / 12 февраля 2021 года

Когда на Руси появились первые таможни?

Историю таможенного дела на Руси принято отсчитывать с момента легендарного похода князя Олега на Царьград в 907 году, поскольку именно в связи с этим событием в отечественных летописных источниках применительно к внешней торговле впервые упоминается слово «пошлина».
Олег был опекуном малолетнего сына Рюрика, Игоря. Начиная с 879 года, на правах регента Олег правил Новгородом. В 882 году он захватил Смоленск, Любич и Киев, объединив тем самым основные восточнославянские земли и создав первое русское централизованное государство со столицей в Киеве. Главным источником пополнения княжеской казны были доходы от торговли. А основным торговым партнером Руси в то время являлась Византийская империя со столицей в Константинополе или Царьграде, как называли его наши предки.
Товары русских купцов в Византии облагались высокими пошлинами. Олег неоднократно пытался договориться о снижении размера выплат, но император Лев VI идти на уступки отказывался. В итоге киевский князь принял решение посетить Царьград с «дружественным» визитом. Летом 907 года он привел под стены византийской столицы восьмидесятитысячное войско на двух тысячах кораблей. Византийцы перегородили гавань мощными цепями, чтобы не дать пройти туда русским ладьям. Однако русичей это не остановило. Они поставили свои корабли на колеса и, пользуясь попутным ветром, эффектно, под парусами подошли к городу с суши.
Лев VI предпочел не испытывать судьбу и согласился признать себя побежденным. Наряду с выплатой дани, он подписал новый торговый договор с Русью. Согласно этому документу, пятьдесят русских купцов каждые полгода получали право торговать в Царьграде, находясь на полном продовольственном обеспечении императора и не выплачивая никаких пошлин. При этом, византийские купцы, желавшие продавать свои товары на Руси, должны были платить пошлины в прежнем размере.
Внук Рюрика, киевский князь Святослав Игоревич, согласно скандинавской традиции, ввел порядок предоставления княжеским сыновьям отдельных владений и тем самым запустил процесс распада созданного Олегом мощного государства на мелкие удельные княжества. Чем больше их становилось, тем больше возникало между ними границ на которых собирали плату за провоз товаров. Это, в свою очередь, привело к появлению на Руси сначала профессиональных сборщиков пошлин, а затем и постоянных пунктов осмотра грузов и сбора платежей. Фактически, процесс формирования на Руси таможенной инфраструктуры начинался с внутренних границ между княжествами.
Правда, слова «таможня» в домонгольский период на Руси не было. Торговые и провозные пошлины именовались словом «мыт». Места сбора платежей назывались «мытницами», а сборщики платежей – «мытарями». Слово «пошлина» (или по-старому «пошьлина») означало «старинный обычай», буквально «чьто пошьло есть». А его корень «шьлъ» восходил к праиндоевропейскому *sed-, что значило «ходить». Возможно, отсюда появилось вольное народное толкование: «если заплатили, то и пошли».

Чаще всего мыт с купцов за пересечение границ и за право торговать на ярмарках собирали специально отобранные дружинники, достаточно умные, чтобы купцам было трудно их обмануть, и достаточно честные, чтобы княжеская казна исправно пополнялась. За неуплату мыта сумма платежа удваивалась, а виновных в утаивании платежей били кнутом.
Желание пересмотреть размеры взаимных торговых сборов постоянно становилось причиной междуусобных конфликтов, в том числе и весьма кровопролитных. Интересно, что попадание под власть монголов в середине тринадцатого века практически ничего в этом смысле не изменило. Ордынский федеральный центр интересовался лишь общим объемом собираемой с русских князей дани, а в споры потомков Рюрика по поводу внутренних таможенных тарифов монголы не вмешивались, полагая более правильным позволить победить сильнейшим.
Название «таможня» досталось нам именно от кочевых завоевателей. Оно происходит от тюркского слова «тамга», в переводе означающего «клеймо». Взяв на вооружение в Китае систему налогообложения, монголы после покорения очередной территории вводили на ней единый налог за провоз любых товаров. Налог назывался «тамга». Его ставка составляла от трех до десяти процентов стоимости груза, которую оценивал на месте специальный чиновник – «тамгач».
После уплаты налога чиновник ставил отметку о завершении процедуры с помощью ханского клейма – тамги. Отсюда и название должности. К концу тринадцатого века на Руси слово «тамга» пришло на смену «мыту». «Мытницы» превратились в «таможни», а сборщики платежей стали именоваться «таможъниками».