Блог / Портовые города мира / 2 июля 2020 года
Сегодня свой 160-й день рождения отмечает город Владивосток, недавно вновь получивший статус порто-франко. Какие возможности этот статус дает инвесторам, вкладывающим деньги в российский Дальний Восток?

Что такое порто-франко?

В декабре 2014 года Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, предложил «предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным налоговым режимом». Итогом стало принятие в октябре 2015 года соответствующего федерального закона. Пимомо собственно Владивостока, он предусматривает распространение льгот на целый ряд территорий Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области, Чукотки, а также на город Петропавловск-Камчатский и аэропорт Кневичи. Зачем был введен режим СПВ, и какие возможности он предоставляет инвесторам?

Практика временного снижения налогов и сборов существует с незапамятных времен. Она применялась для того, чтобы стимулировать торговлю, увеличивать грузопоток и решать другие задачи. Российская империя очень успешно использовала снижение фискальной нагрузки для развития городов на недавно присоединенных землях. Первым опытом применения режима свободного порта или порто-франко, как его принято именовать на итальянский манер, в 1819 году стала Одесса.
На ввоз и вывоз товаров там были отменены таможенные пошлины, и это всего за пять лет сделало Одессу сначала третьим по объему торговли городом империи, а затем и вторым (с небольшим отставанием лишь от Санкт-Петербурга).

Интересно, что в беспошлинной зоне активно развивалась не только торговля, но и производство. Перерабатывать приобретенное по низким ценам российское сырье было выгоднее прямо на месте, так как добавленная в процессе производства товаров стоимость тоже не облагалась налогами. Как следствие, в Одессе появилось огромное количество новых рабочих мест, что, вкупе с низкими розничными ценами в городе, вызвало небывалый приток жителей.

В конце 1862 года режим порто-франко был установлен для Владивостока и Приморской области. Эти земли были присоединены к России согласно Айгунскому договору 1858 года. Людей на них было крайне мало, а сами территории не имели надежных сухопутных путей сообщения с центром страны (Транссиба ведь еще не было).

Снабжение находящихся на Дальнем Востоке войск и немногочисленных поселенцев осуществлялось с перебоями. Стоимость товаров, привозимых «с большой земли», возрастала многократно. Доставка одного пуда груза из Москвы до Владивостока через Сибирь обходилась в десять рублей – огромные по тем временам деньги. Стимулировать производство необходимых товаров решили проверенным в Одессе способом, введя режим свободного порта.
Главной особенностью применения режима порто-франко на Дальнем Востоке в девятнадцатом веке стало его предельно расширительное толкование в смысле охвата земель. Фактически таможенная территория Российской империи начиналась только в районе озера Байкал, а восточнее была сплошная зона свободной торговли без налогов и пошлин.

Просуществовала она с постепенными изъятиями почти до Русско-японской войны 1905 года. Льготный режим способствовал развитию всех дальневосточных городов, но больше всего от него выиграл Владивосток. Всего за тридцать семь лет, с 1862-го по 1899-й год объем грузопотока там вырос с 48 тысяч до 333 тысяч тонн, то есть почти в 7(!) раз.

Причины, заставившие Кремль вернуться к идее порто-франко сегодня, – в общем те же самые, что и в царское время. На Дальний Восток необходимо привлекать жителей, а также отечественных и иностранных инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие производства, транспортной инфраструктуры и других отраслей экономики.
Правда, нынешнее правительство России оказалось менее щедрым, чем царское. Во-первых льготы распространяются исключительно на новые проекты, создаваемые с нуля (существующие предприятия, как в портовых зонах, так и вне их, никаких льгот не получили). Во-вторых налоги не отменены, а снижены и, к тому же, на не слишком продолжительный срок.

Тем не менее, сокращение фискальной нагрузки предлагается ощутимое. Налог на прибыль в первые пять лет работы новой компании будет уменьшен с нынешних двадцати процентов до пяти, а во вторую пятилетку он будет равен двенадцати процентам. Налог на землю снижается до нуля на первые три года. Налог на имущество обнуляется на первые пять лет, а на следующие пять лет составит не более полпроцента. Страховые взносы сокращаются до семи целых и шести десятых процента.

Главной проблемой для резидентов СПВ на сегодня остается сложность получения земельных участков, во-первых, по причине их частичного нахождения в формальном ведении министерства обороны, во-вторых, из-за неповоротливости наших бюрократов. Еще один сложный момент – неоднозначность решения об отказе в предоставлении льгот уже существующим на Дальнем Востоке предприятиям.

С одной стороны, все вроде бы логично – государство стимулирует открытие новых бизнесов. А с другой, складывается парадоксальная ситуация – компании, занимающиеся одним и тем же видом деятельности на одной и той же территории имеют принципиально разную налоговую нагрузку, что вызывает естественное возмущение «аборигенов». Однако, несмотря на проблемы и нестыковки, число новых проектов, запускаемых с использованием режима СПВ, постоянно растет.