Блог / История логистики / 6 июня 2020 года
В этот день 6 июня 1944 года началась операция «Оверлорд» – стратегическая операция союзников против Третьего рейха, целью которой была высадка войск на побережье Нормандии с дальнейшим наступлением вглубь Франции. «Оверлорд» до сих пор является крупнейшей десантной и одной из самых крупных логистических операций в истории человечества.

Логистика операции Оверлорд

Про операцию «Оверлорд» написаны тысячи книг и сняты сотни кинофильмов. Чаще всего основной акцент в них делается на военной составляющей – планировании боевых действий, высадке воздушного и морского десанта и последующих боевых действиях. При этом логистическая сторона операции обычно остается за кадром. А между тем, без фантастической по сложности работы специалистов по организации транспортировки и снабжения союзных войск результативное проведение операции было бы невозможно.
В процессе подготовки к операции на территории Великобритании было сконцентрировано более трех миллионов солдат и офицеров, а также колоссальное количество самолетов, кораблей и судов, десантных средств, военной техники, автотранспорта, горючесмазочных материалов, оружия, боеприпасов, военного снаряжения, инженерного оборудования, продовольствия и всего прочего, что необходимо для ведения войны. Всё это надо было рационально распределить по местам временной дислокации, а затем организовать бесперебойные поставки на южный берег Ла-Манша.

Одной из первоочередных задач, поставленных перед войсками союзным командованием, был захват любого французского порта, пригодного для приема крупных судов снабжения. Немцы, предвидя это, сделали всё возможное для защиты портовых городов в зоне потенциальной высадки. В результате первый глубоководный порт – Шербур – союзники смогли захватить лишь 27 июня, то есть спустя три недели после начала десантирования в Нормандии.

Тем не менее, снабжение американских, британских войск происходило без сбоев. Выручили искусственные порты, созданные американскими и британскими судостроителями. Эти идеальные в инженерном отношении, гигантские модульные плавучие сооружения были переброшены через Ла-Манш с помощью буксиров и сыграли неоценимую роль в успехе операции «Оверлорд».
Масштаб логистической составляющей высадки в Нормандии поистине впечатляет. Через Ла-Манш было переброшено 7 миллионов тонн грузов, включая 450 000 тонн боеприпасов. Только в первой фазе десантной операции принимали участие более 7 000 кораблей и судов!

Конкретно: 1 213 боевых и 4 126 десантных кораблей, а также 746 вспомогательных и 864 торговых судна. Общая численность их экипажей была больше 200 000 человек. Кроме судов, снабжением войск на южном берегу Ла-Манша занимались более 3 000 транспортных самолетов.

Перед началом операции были напечатаны почти 20 миллионов карт. Интересная деталь: когда немцы захватили в плен первых американских солдат, они удивились тому, что карта местности была у каждого из них, а не только у командиров подразделений. Причем, для лучшей сохранности, карты эти были напечатаны на шелке, а верхняя часть карт смотрела не на Север, как обычно, а на Юг, чтобы десантникам было проще ими пользоваться.

К началу лета 1944 года у союзников уже был опыт массированных десантных операций на Севере Африки, на Сицилии и в Анцио. Уроки, полученные там, в том числе и весьма суровые, были проанализированы. Из них были сделаны правильные выводы, которые помогли спланировать и провести бросок через Ла-Манш гораздо более успешно.

Если не считать локальных сбоев с доставкой гусеничных тралов для разминирования побережья в зонах высадки, да еще нескольких эпизодов с задержками в поставках боеприпасов из-за повреждения штормами плавучих портов 19-21 июня, логистическую часть операции «Оверлорд» можно считать почти безупречной. Поэтому детали работы американских и британских логистов в период высадки в Нормандии по сей день изучаются в военных академиях всего мира.