Портовые города мира / 12 сентября 2021 года

Новороссийск: зерно и нефть вместо рабов

Северное причерноморье или Дикое поле, как его называли на Руси, было присоединено к Российской империи по итогам русско-турецких войн восемнадцатого – девятнадцатого веков.
В первую очередь, Россия вела эти войны, чтобы обрести возможность напрямую продавать русские товары на рынках средиземноморских и ближневосточных стран. А для этого нужны были собственные порты на Черном море. Начиная с четырнадцатого века, оно являлось по существу турецким внутренним озером. Всё восточное, южное и западное побережье моря контролировала собственно Османская империя, а северное побережье было в руках ее вассала – Крымского ханства.
Помимо наличия портов, требовалось разрешение от турок на проводку русских судов через Босфор и Дарданеллы. Получить его можно было только силой. Добровольно отказываться от монополии на черноморско-средиземноморскую торговлю в Стамбуле не собирались – слишком много денег она приносила в казну султанов.
Еще одной причиной воевать было желание избавиться от постоянных нападений крымских татар и ногайцев, доходивших в своих набегах аж до Калуги и тысячами уводивших русских пленников на невольничьи рынки Османской империи. Многие из них располагались в портовых городах на северном побережье Черного моря и в Крыму. Этот регион на протяжении нескольких сотен лет входил в число важнейших центров европейской работорговли, а самым ходовым товаром там были русские девушки. Прекратить опустошительные набеги южных соседей можно было только установив государственную границу по естественному пределу – морскому, что в конечном счете и было сделано.
Самый крупный невольничий рынок Северо-Западного Кавказа находился в турецкой крепости Суджук-кале на берегу незамерзающей Цемесской бухты. Согласно условиям Адрианопольского мирного договора, крепость со всей прилегающей территорией перешла от Османской империи к России. 12 сентября 1838 года в Цемесской бухте бросили якоря несколько русских кораблей, и около шести тысяч человек под командованием Николая Раевского и Михаила Лазарева высадились на берег для строительства новой базы российского черноморского флота. Эта дата отмечается как день основания Новороссийска.
Интересно, что город, заложенный генералом Раевским и адмиралом Лазаревым, был не первым Новороссийском в русской истории. Название «Новороссия» предложила использовать для земель, приобретенных в ходе войн с турками, императрица Екатерина II. В 1787 году на карте появилась столица нового региона – Екатеринослав (впоследствии Днепропетровск, а ныне Днепр). Город был расположен на берегу Днепра в районе впадения в него реки Самара. В 1796 году император Павел I, недолюбливавший матушку, переименовал город в Новороссийск. Однако в 1802 году сменивший его на престоле Александр I вернул городу имя своей венценосной бабушки. Таким образом, название Новороссийск стало вакантным и спустя тридцать шесть лет перекочевало на берег Черного моря.
Первый причал новороссийского порта был сооружен на клетях из брёвен. К нему швартовались как торговые суда, так и военные корабли. Официальное разрешение на ведение торговли Новороссийск получил летом 1845 года, а уже в следующем году новый порт посетило более сотни судов, включая семнадцать иностранных. Основными товарами были пшеница, рожь и рыба. Вплоть до 1888 года грузооборот порта был невелик, из-за отсутствия современных подъездных путей, но после достройки железнодорожной линии Новороссийск – Тихорецкая ситуация кардинально изменилась. Поток зерна с Дона, Волги и Кубани стал неуклонно увеличиваться.
Для обслуживания резко возрастающего количества судов в порту были построены пять новых деревянных пристаней шириной двадцать один метр каждая. Они были расположены перпендикулярно к берегу, на расстоянии полутора сотен метров друг от друга. Подача грузов осуществлялась по рельсам со стрелками. Это позволяло проводить сортировку вагонов и маневрирование паровозов, не покидая пределов пристаней. Одна из них была двухярусной. Внизу вагоны разгружались вручную, а в верхнем ярусе передвигались составы из небольших вагонеток, разгрузка которых происходила механически – из них зерно попадало по трубам непосредственно в грузовые трюмы судов.
Всего за пять лет Новороссийск превратился в главный центр русской хлебной торговли. В 1894 году для хранения зерна в порту был построен элеватор емкостью три миллиона пудов. На тот момент это сооружение не имело себе равных как в Российской империи, так и в европейских странах. От нового элеватора к пристани проложили магистральную галерею, оснащенную транспортерами.
В том же году еще одним стратегическим направлением деятельности новороссийского порта стала отгрузка сырой нефти, которую начали добывать в районе Грозного. Для работы с черным золотом была построена специальная пристань, оборудованная чугунными трубопроводами.
В 1913 году грузооборот новороссийского порта превысил полтора миллиона тонн. Львиную долю составлял экспорт зерна и нефти – более миллиона ста тысяч тонн. Второе место занял каботаж – триста шестьдесят тысяч тонн. Объем импортных перевозок был не столь значительным – не более сорока тысяч тонн. То есть в начале двадцатого века отчетливо определилась специализация Новороссийска, ставшего основными хлебными и нефтяными воротами страны.

В период гражданской войны портовые сооружения были сильно повреждены, а грузооборот упал почти до нуля. К началу 1920-х годов работу новороссийского порта удалось восстановить, а в 1925 году по грузообороту он достиг дореволюционного уровня и обогнал порты Одессы и Ленинграда.
В 1930-х порт был существенно расширен, на смену деревянным причалам пришли железобетонные, была перестроена элеваторная галерея, появилась специализированная «Лесная» гавань, а также причал для перевалки генеральных грузов и крупнотоннажных контейнеров.

В годы Великой Отечественной войны и новороссийский порт, и сам город были практически полностью разрушены. На восстановление портовой инфраструктуры ушло почти десять лет. Достичь довоенных показателей по грузообороту удалось лишь в 1954 году. С середины 1950-х годов до конца 1960-х в порту было построено множество новых объектов, в том числе знаменитый нефтяной район Шесхарис, в котором стало возможным принимать танкеры грузоподъемностью до двухсот пятидесяти тысяч тонн.
Глубокая модернизация дала впечатляющие результаты – в 1971 году грузооборот порта превысил довоенные показатели в двенадцать раз, составив более восемнадцати миллионов тонн, а к началу 1980-х в Новороссийске обрабатывали уже около тридцати миллионов тонн грузов в год.
Очередной виток модернизации порта пришелся на 2000-е годы. Сначала был основательно пополнен парк перегрузочного оборудования. Затем были введены в эксплуатацию комплекс по переработке минеральных удобрений и новый контейнерный терминал мощностью шестьсот тысяч TEU в год.
За период с 1979-го по 2019-й год грузооборот новороссийского порта вырос почти в пять раз, достигнув отметки в сто пятьдесят миллионов тонн. Как и сто лет назад, три четверти этого объема составляют нефть, нефтепродукты и зерно. В 2020 году из-за пандемии коронавируса показатель снизился до ста сорока миллионов тонн. Однако в 2021 году он вероятно вновь будет выше отметки в сто пятьдесят миллионов. Для сравнения, грузооборот крупнейшего в Европе роттердамского порта в 2020 году составил четыреста тридцать миллионов тонн.