Полезное кино / 10 мая 2021 года

Сага о строительстве американского «Транссиба»

В советской киноиндустрии был создан и долгие годы процветал самобытный художественный жанр – производственная драма. Причем, о процветании можно говорить не только в смысле объемов финансирования. Качество многих картин было на самом высочайшем уровне. Достаточно вспомнить такие шедевры, как «Большая жизнь», «Иду на грозу» или «Укрощение огня».

Официальное определение жанра звучало так: «Производственный фильм (производственное кино, производственная драма) — это направление, связанное с художественным отображением в кинематографе социальных отношений участников сферы производства: промышленного, сельскохозяйственного и прочего».
Западный кинематограф не жаловал придуманный в СССР жанр. Голливудские и европейские продюсеры и режиссеры, не обремененные необходимостью «воспитывать человека труда», предпочитали снимать собирающие хорошую кассу комедии, детективы, боевики, триллеры и любовные драмы. В последние двадцать лет к этому списку добавились еще высокобюджетные сказки-фэнтези про супергероев.

Однако и на Западе время от времени появляются весьма примечательные киноленты об отношениях на производстве. Яркий пример – сериал американского телеканала AMC «Ад на колесах», посвященный строительству первой в США трансконтинентальной железной дороги. Сценарий ленты готовился на основе архивных документов, и знатоки американской истории отмечают, что создатели сериала в целом довольно точно отразили на экране происходившие полтора века назад события.
Интересно, что в России и в США осознание необходимости связать Запад и Восток страны железной дорогой пришло практически одновременно – в начале 1860-х годов. И в обоих случаях озарение посетило государственных мужей в связи с проблемами снабжения своих войск в ходе войн. В России это была Крымская война, во время которой из-за отсутствия нормальных подъездных путей мы с большим трудом вышвырнули англо-французских интервентов с нашего Дальнего Востока. А в США федеральное правительство испытывало большие логистические трудности в ходе Гражданской войны с мятежным Югом. Разница состояла в том, что в Штатах трансконтинентальная дорога была построена на тридцать с лишним лет раньше Транссиба.
Как это неоднократно бывало в американской истории, основными двигателями прогресса стали жадность и честолюбие. Летом 1862 года, в самый разгар Гражданской войны, Авраам Линкольн подписал Pacific Railway Act, регламентировавший строительство дороги, которая должна была соединить железнодорожную сеть на Восточном побережье с портом Сан-Франциско. Президент резонно рассудил, что для успеха затеи к щедрым бюджетным субсидиям стоит добавить элемент соревнования, и отдал подряд на строительство сразу двум компаниям, которые должны были наперегонки идти навстречу друг другу: Central Pacific – из Калифорнии, с Запада на Восток, а Union Pacific – от реки Миссури, с Востока на Запад.

Оплата шла из госбюджета за каждую проложенную милю путей, так что доходы обеих фирм зависели от скорости прокладки полотна, и руководство обеих фирм изо всех сил стремилось откусить от бюджетного пирога кусок побольше, двигаясь вперед с максимально возможной скоростью.
На базе этого сюжета и был написан сценарий сериала «Ад на колесах». Аннотация к сериалу на сайтах онлайн-кинотеатров выглядит примерно так: «Главный герой – Каллен Бохэннон, демобилизованный офицер армии Юга, приезжает на строительство участка дороги Union Pacific в поисках убийц своей семьи, погибшей от рук карателей-северян, и вскоре становится прорабом на железной дороге».
Прочитав этот текст, можно предположить, что зрителя ждет история мести в антураже Дикого Запада. Но в реальности тема мщения, хотя и присутствует в первом из пяти сезонов, но даже там она не является доминирующей. Основной линией повествования с самого начала становится процесс управления строительством железной дороги, показанный обстоятельно, детально и со знанием дела. Так что, если ваша работа связана с менеджментом, то этот сериал вполне можно использовать в качестве набора разнообразных управленческих кейсов.
В пятидесяти семи сериях показано большинство важнейших аспектов любого дорожно-строительного проекта. В самом начале первого сезона есть абсолютно шедевральная сцена собеседования Томаса Дюрана с Калленом Бохэнноном, предлагающим себе в качестве прораба. Есть и мотивация персонала (послушного и не очень), и решение проблем с закупкой необходимых материалов, и борьба с бунтарями, недовольными задержкой выплаты заработной платы, (в том числе с помощью найма штрейкбрехеров), и масса сложных инженерных кейсов (включая преодоление гор, рек и глубоких оврагов), и охрана дороги от бандитов, стремящихся добраться до зарплатных денег, и война с индейцами, по землям которых идет дорога, и манипуляции с бюджетными средствами, и подкуп высокопоставленных федеральных чиновников, и борьба с приближенными к власти рейдерами, желающими присвоить себе участки вдоль проложенного пути, и многое-многое другое.
Почти во всех советских производственных драмах присутствуют три ключевых персонажа. Во-первых, главный герой. Обычно это рабочий (в более поздних лентах – инженер или руководитель предприятия), который нередко борется с вредными привычками и в итоге побеждает их. Во-вторых, умудренный жизненным опытом наставник главного героя, как правило, коммунист со стажем, помогающий герою расти над собой (в американской традиции такого человека обычно именуют коучем). И в-третьих, замаскированный враг, саботажник или вредитель, ненавидящий главного героя и всячески стремящийся ему напакостить.

В сериале «Ад на колесах» тоже есть эти три образа. Своеобразным коучем раздираемого внутренними противоречиями главного героя, является управляющий дороги Union Pacific Томас Дюран (к слову, абсолютно историческая личность) – жесткий, беспринципный делец и в то же время мудрый, обаятельный, а временами даже великодушный человек в исполнении Колма Мини.
Есть и вредитель – начальник службы безопасности железной дороги Тор Гюндерсон по прозвищу «Швед» в исполнении Кристофера Хейердала. Несмотря на бесподобную игру Мини и не менее выдающуюся игру Энсона Маунта, для которого роль Каллена Бохэннона стала без сомнения лучшей за всю его карьеру, самым ярким персонажем сериала стал, пожалуй, именно «Швед». В этом восхитительном негодяе сверкает буквально каждая грань его мерзкого характера. Довольно точное определение герою Хейердала опубликовал сразу после премьеры первого сезона один российский кинокритик: «Возьмите судью из романа "Кровавый меридиан", перемешайте его с Кротовым из фильма "Противостояние", добавьте человечности, взболтайте как следует и получится Тор Гюндерсон».
Оценивая весь сериал, можно сказать, что в нем практически нет слабых мест. Сюжет интересный, динамичный, непредсказуемый и небанальный. Качество актерской игры радует даже у второстепенных персонажей, не говоря уже об основном составе. Операторская работа, звук, костюмы, декорации, батальные сцены – всё это вполне достойно полнометражного кино. Музыка не претендует на статус шедевра, но прекрасно подобрана и всякий раз задает нужное настроение.
Премьера сериала на канале AMC состоялась в ноябре 2011 года, а финальные серии пятого сезона были показаны летом 2016-го. Немаловажным плюсом стало то, что «Ад на колесах», в отличие от многих других амбициозных и дорогостоящих проектов, не был скомкан в финале или оборван на полуслове из-за прекращения финансирования, как это, к сожалению, часто случается. История строительства важнейшей для Америки железной дороги рассказана спокойно, без растянутости в начале и спешки в конце. Завершается она логично, с достоинством, оставляя очень приятное послевкусие.