Блог / На досуге / 22 декабря 2021 года
Постоянный издатель и близкий друг Жюля Верна, Пьер-Жюль Этцель в 1862 году предложил писателю создать новый жанр – «Занимательная география», в котором знакомство читателя с фактами о нашей планете происходило бы в форме развлечения. В этот цикл вошли многие известные произведения Верна, включая «Путешествие к центру Земли», «Двадцать тысяч лье под водой» и «Дети капитана Гранта». Частью этого цикла является и роман «Вокруг света за 80 дней», который также можно отнести к категории «Занимательная транспортная логистика».

Занимательная логистика

– Вы такой педант! – говорит заказчик герою Джейсона Стейтема в фильме «Перевозчик».
– Транспортировка – скрупулёзный бизнес, – отвечает тот.

Главный герой романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», Филеас Фогг – настоящий, стопроцентный, можно сказать дистиллированный педант. В самом начале повествования Фогг безжалостно увольняет своего камердинера, единственная провинность которого состояла в том, что вода для бритья, принесенная им, была нагрета до восьмидесяти четырех градусов по Фаренгейту вместо восьмидесяти шести.
Вот как описывает своего героя Жюль Верн: «Филеас Фогг принадлежал к числу тех математически-точных людей, которые никогда не спешат и всегда поспевают вовремя, экономя при этом каждое движение. Он никогда не делал лишнего шага и шел всегда кратчайшим путем. Не позволяя себе глядеть по сторонам, он не допускал ни одного лишнего жеста. Его никогда не видели ни возбужденным, ни подавленным. То был самый неторопливый и одновременно самый аккуратный человек на свете. Само собою понятно, что такой человек жил одиноко и, если так можно выразиться, вне всяких общественных связей. Он знал, что в жизни поневоле приходится, как говорят, тереться между людей, а так как трение замедляет движение, то он держался в стороне от всех».

Нанимая на работу нового слугу по имени Паспарту, Фогг вручает ему список обязанностей с указанием всего, что требуется делать с восьми часов утра, когда хозяин встает, и до половины двенадцатого, когда он выходит из дому и отправляется завтракать в Реформ-клуб: чай с поджаренным хлебом – в восемь часов двадцать три минуты, вода для бритья – в девять часов тридцать семь минут, без двадцати десять – прическа и т.п. И далее, с половины двенадцатого утра до полуночи – времени, когда пунктуальный джентльмен ложится, – все было расписано, предусмотрено и упорядочено.

Рискованное пари


Ровно в половине двенадцатого 2 октября 1872 года Филеас Фогг, как обычно, покинул свой дом на Севил-Роу и, сделав пятьсот семьдесят шесть шагов, достиг величественного здания Реформ-клуба, членом которого он состоял. Окончив завтрак в двенадцать часов сорок семь минут, он перешел в салон и до трех часов сорока пяти минут читал «The Times», а затем до обеда – «Evening Standard». Отобедав и вернувшись в салон Фогг открыл «The Morning Chronicle», обнаружив там интересную статью с детальным планом и расчетом времени, за которое можно совершить кругосветное путешествие. Автор публикации утверждал, что объехать вокруг света с использованием общедоступного транспорта можно всего за восемьдесят дней.

Фогг не был заядлым путешественником, но отлично знал географию, а дома у него хранился знаменитый и самый точный на тот момент времени справочник-путеводитель Брэдшоу (Bradshow's Guide) с расписанием всех пароходных и железнодорожных линий мира. Этот справочник он частенько перечитывал. Проделав в уме все расчеты, джентльмен мысленно согласился с автором Chronicle и похвалил его за точность.

Как оказалось, партнеры Фогга по висту, собравшиеся к шести вечера, тоже читали статью про кругосветку. Во время игры разгорелся жаркий спор о возможности уложиться в указанное время.
Согласно газетной публикации, план выглядел так:

Из Лондона в Суэц, через Мон-Сенис и Бриндизи, поездом и пакетботом – 7 дней, из Суэца в Бомбей пакетботом – 13 дней, из Бомбея в Калькутту поездом – 3 дня, из Калькутты в Гонконг пакетботом – 13 дней, из Гонконга в Иокогаму пакетботом – 6 дней, из Иокогамы в Сан-Франциско пакетботом – 22 дня, из Сан-Франциско в Нью-Йорк поездом – 7 дней, из Нью-Йорка в Лондон пакетботом и поездом – 9 дней. Итого – 80 дней.

В качестве основного сухопутного транспорта значился поезд, а в качестве морского – пакетбот – быстроходный пароход, перевозивший пассажиров и почту.

Фогг высказал абсолютную уверенность в правильности указанного срока. Собеседники с ним не согласились:
– Да, восемьдесят дней! Но здесь не учитывается ни дурная погода, ни встречные ветры, ни кораблекрушения, ни железнодорожные катастрофы и тому подобное.
– Все это учтено, – ответил Филеас Фогг.
– Даже если индусы или индейцы разберут рельсы? А если они остановят поезд, разграбят вагоны, скальпируют пассажиров?
– Все это учтено, – повторил Филеас Фогг.

Результатом спора стало пари. Фогг заявил, что готов сам доказать точность расчета, поставив на кон половину своего состояния – двадцать тысяч фунтов. Условия были приняты, и в тот же вечер Филеас Фогг ошарашил своего новоиспеченного слугу тем, что в первый же день своей службы Паспарту должен сопровождать хозяина в кругосветном путешествии.

В восемь часов двадцать пять минут вечера того же дня джентльмен и его камердинер уже садились в поезд, идущий в порт Дувр. С собой они взяли лишь небольшой саквояж, в котором лежали оставшиеся двадцать тысяч фунтов, а также по две шерстяных рубашки и по три пары носков на каждого.

Путешествие оказалось сложным и порой опасным для жизни, но, благодаря невозмутимости, скрупулезности и предусмотрительности Фогга, а также находчивости и ловкости Паспарту, завершилось благополучно. К слову, эти пять качеств, соединенные вместе, дают, пожалуй, почти идеальный профиль логиста.
Правда, по возвращении в Лондон часы Фогга указывали на то, что к намеченному сроку вернуться все-таки не удалось. Опоздание составило всего пять минут, но разве это что-то меняло? Однако герои не учли, что, двигаясь с запада на восток, они пересекли так называемую линию перемены даты и тем самым сэкономили целые сутки по лондонскому времени. И поэтому в итоге пари было выиграно. И хотя в денежном смысле Филеас Фогг практически ничего не выгадал – в дороге он израсходовал девятнадцать тысяч фунтов, итог странствий оказался счастливым, поскольку вместе с Фоггом в Англию приехала спасенная им индийская принцесса Ауда, согласившаяся стать его женой.

А точен ли был расчет?


Сегодня любой желающий может взять справочник Брэдшоу 1872 года выпуска и самостоятельно произвести все расчеты. Ежегодно этим занимается немалое количество людей во всем мире, прочерчивая на карте подробный маршрут, описанный в книге: Лондон – Париж – Бриндизи – Суэц – Аден – Бомбей – Калькутта – Сингапур – Гонконг – Шанхай – Иокогама – Сан-Франциско – Нью-Йорк – Квинстаун – Дублин – Ливерпуль – Лондон.
Сопоставляя расстояния со скоростью поездов и пароходов последней трети девятнадцатого века, большинство исследователей приходит к выводу о том, что первоначальный расчет «The Morning Chronicle» содержит некоторую натяжку. Без учета пересечения линии перемены даты время в пути должно было составить восемьдесят один с половиной день. А с учетом поправки – восемьдесят с половиной. Но если тщательно пересчитать маршрут реальных перемещений героев, принимая во внимание выбранные ими транспортные средства, то получится, что Жюль Верн изложил всё очень точно. Это вообще было свойственно великому французу.

Парусные сани


В некоторых местах героям приходилось пользоваться довольно необычными средствами передвижения. Так, к примеру, в Индии железная дорога Бомбей – Калькутта была построена полностью лишь на бумаге. В реальности по середине маршрута пути еще только укладывали, и Фоггу с Паспатру пришлось ехать верхом на слоне.
Однако самым экзотическим транспортным средством в романе несомненно является буер. Из-за нападения индейцев герои опаздали на поезд в Нью-Йорк и решили воспользоваться самым быстроходным транспортом Нового света – парусными санями или буером. Само слово «буер» (boeier) имеет голландское происхождение. Первыми ставить небольшие парусные суда на коньки в зимнее время додумались именно голландцы в конце шестнадцатого века. Среди американских колонистов было немало нидерландских протестантов, которые бежали от религиозных войн, бушевавших в Европе. Именно они и начали строить в Штатах первые буера.
Сегодня буер – это одноместная спортивная платформа, предназначенная для соревнований и только. Многоместные буера канули в лету. А ведь вплоть до середины двадцатого века они активно использовались, как для перевозки людей, так и для перемещения грузов.

Как известно, парусное судно на воде может двигаться быстрее скорости подгоняющего его ветра. С буерами всё еще интереснее. Сила трения, возникающая при соприкосновении полозьев со льдом и, особенно, со снегом существенно ниже силы трения воды о корпус судна. Поэтому при равной силе ветра буер «летит» по льду, быстрее аналогичного парусника на воде, а по снегу буер передвигается даже быстрее, чем по льду.

В Книге рекордов Гиннеса опубликован результат заезда буера – 230 км/ч! Понятно, что управлять таким транспортным средством на земле гораздо опаснее, чем на льду, но некоторые отчаянные гонщики по-прежнему решаются на подобные авантюры.
В России с ее долгой зимой голландское изобретение тоже пришлось по вкусу. Привез его в нашу страну Петр Первый. Катание на новомодном девайсе по льду Невы перед Зимним дворцом было одним из излюбленных развлечений первого российского императора.

Во время Великой Отечественной войны на Ленинградском фронте использовались буера как с парусом, так и с пропеллером. Первые – для рекогносцировки и прокладки маршрутов Дороги жизни, а также для эвакуации людей через Ладожское озеро, вторые – для разведовательных и диверсионных операций в акватории Финского залива.
В декабре 1941 года в Ленинграде сформировали два буерных отряда по сто человек в каждом. Как правило, на буере был экипаж из двух бойцов. Рулевыми были опытные яхтсмены, а пулеметчиками – в основном моряки Балтийского флота. Попытки немцев устраивать специальные засады на буеристов не давали почти никаких результатов. Быстроходные буера легко уходили от погони. Артиллерия и авиация тоже не справлялась с проворными суденышками. Потери буерного отряда были минимальными, а при перевозке людей по Дороге жизни потерь и вовсе не было.

После вызволения Паспарту из индейского плена автор романа мог бы вновь усадить своих героев на поезд и дать им спокойно добраться до восточного побережья США, но Жюль Верн решил специально добавить парусные сани в сюжет, чтобы познакомить читателей с этим оригинальным транспортным средством.

Экранизации романа


Роман «Вокруг света за 80 дней» довольно часто экранизируется. На сегодняшний день снято двенадцать постановок – три полнометражных фильма, три телевизионных сериала и шесть мультфильмов. Зрителям в Советском Союзе очень понравился мультипликационный сериал, снятый австралийцами в 1972-73 годах и показанный у нас в 1981-м. Качество картинки там, мягко говоря, сомнительное, а вот сюжет увлекательный. Самым запоминающимся персонажем того мультфильма был, без сомнения, детектив Фикс, изумительно озвученный Леонидом Каневским. «Есть ли у меня план? Есть ли у меня план?! У меня всегда есть план!!!» Эта фраза остается популярным мемом до сих пор.
2 января 2022 года должна состояться премьера нового франко-германо-итальянского сериала по роману Жюля Верна. Роль Филеаса Фогга в нем исполняет шотландский актер Дэвид Теннант. Роль бледнолицего, согласно первоисточнику, Паспарту играет темнокожий француз Ибрагим Кома. А детектива Фикса, как несложно догадаться, сделали женщиной. Ее сыграла немка Леони Бенеш. Очень политкорректно... Посмотрим, насколько удачной окажется эта постановка.
Несмотря на некоторое расхождение с текстом книги, лучшей экранизацией романа «Вокруг света за 80 дней», по мнению подавляющего числа кинокритиков, как, впрочем, и зрителей, является американский минисериал 1989 года с Пирсом Броснаном, Эриком Айдлом и Питером Устиновым в главных ролях. Броснан идеально вписался в образ чопорного английского аристократа, что в дальнейшем помогло ему получить роль Джеймса Бонда. Эрик Айдл отлично сыграл верного и преданного камердинера. А неподражаемый Питер Устинов, как говорится, добавил классики.
Этот превосходно поставленный четырехчасовой фильм, лишь формально разделенный на три серии, смотрится на одном дыхании. Конечно, в нем нет дорогостоящих спецэффектов, зато есть невероятная душевность, столь редко встречающаяся в нынешнем кинематографе. Неспешное повествование, прекрасная игра актеров, хорошо подобранная музыка, захватывающий сюжет – что еще нужно, чтобы хорошо провести время? Если Вы еще не смотрели этот фильм, непременно найдите его на онлайн-платформах или скачайте из интернета. Он великолепно подойдет для семейного просмотра в выходные!