Блог / История судостроения / 28 сентября 2025 года

Финикия – первая морская торговая империя в истории человечества

Когда человек научился строить корабли? Точного ответа на этот вопрос наука не дает. Считается, что первые примитивные средства преодоления водных преград появились около десяти тысяч лет назад. Поняв, что по воде можно перемещаться, плывя рядом с бревном или верхом на нем, люди занялись созданием собственно рукотворных плавсредств.

В богатых лесом регионах мира это были лодки, выдолбленные из стволов крупных деревьев, а также плоты из связанных между собой бревен. Там, где подходящих деревьев не было, использовались растения, способные выдерживать вес и давление воды – тростник, камыш, листья пальм и прочие, а также шкуры животных, натянутые на деревянный каркас. Последний вариант был особенно популярен в северных широтах.

Первые суда длиной более десяти метров начали строить египтяне примерно в начале пятого тысячелетия до нашей эры. Их изготавливали из стеблей папирусной осоки (бумажного тростника), собранных в крупные связки и сплетенных в толстый изогнутый мат в форме элипса с заостренными концами. Переднюю и заднюю части мата поднимали над поверхностью при помощи папирусного троса, привязанного к обоим концам, получая в итоге некое подобие апельсиновой корки.

На мелководье для управления такими судами применяли шесты, которыми толкались от дна, но на больших глубинах этот метод не работал. Использовать вёсла на тростниковых кораблях тоже было не очень удобно. Решением проблемы стало изобретение паруса, который появился в распоряжении египтян в конце четвертого тысячелетия до нашей эры.

Верхняя и нижняя части прямоугольного полотнища привязывались к двум поперечинам и крепились к мачте. Нижняя оставалась неподвижной, а верхнюю можно было поворачивать, что позволяло менять положение паруса в зависимости от ветра и нужного курса. Мачта удерживалась в вертикальном положении при помощи распорок и тросов. Впоследствии от использования нижней поперечины на большинстве египетских судов с прямыми парусами отказались, оставив только верхний рей.

Одновременно с изобретением паруса в Египте началось строительство первых деревянных судов. Их форма была идентична тростниковым предшественникам – плоское днище с поднятыми над водой концами. Наружного киля не было. Основой конструкции был внутренний киль с мощными поперечинами, к которым крепили обшивку из досок, устанавливаемых на шипах. Выбор древесины в Египте был скудным – акация и смоковница. Из них можно было изготовить только короткие доски. Поэтому суда получались хрупкими, что сильно ограничивало их использование на море.


Великая финикийская судостроительная революция

К северу от Египта на восточном побережье Средиземного моря располагался Ханаан, называемый в Библии Землей обетованной. Сейчас эта территория поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. В начале третьего тысячелетия до нашей эры в районе нынешнего Ливана стали активно расселяться семитские племена, мигрировавшие из северо-западной Аравии. Смешавшись с местными жителями, в основном сирийцами, они стали основателями финикийской цивилизации, оказавшей огромное влияние на развитие античной истории.

В отличие от египтян, финикийцы не испытывали недостатка в древесине. В их распоряжении были густые леса, в которых преобладал кедр – одна из ценнейших пород дерева на нашей планете. Ее отличает твердая и плотная структура, устойчивая к механическим повреждениям и гниению. Благодаря высокому содержанию эфирных масел, кедровые доски медленно разрушаются даже в условиях повышенной влажности. Всё это делает ливанский кедр идеальным материалом для постройки судов.

На протяжении десяти столетий финикийцы создавали долбленые лодки из крупных кедровых стволов, а также небольшие плоскодонные суда, напоминавшие по конструкции египетские. Мачта на всех этих плавсредствах была одна, а парус – прямой, египетского образца. Затем ориентировочно в начале второго тысячелетия до нашей эры они научились делать суда с продольным килем и поперечными шпангоутами. Вероятнее всего идею они позаимствовали в природе, скопировав скелет какого-то крупного животного.

Из длинных кедровых стволов производились длинные, прочные и в то же время гибкие доски, позволявшие строить большие суда длиной до 30 метров и водоизмещение более 200 тонн. Внешний киль изначально представлял собой два соединенных под углом бревна. В дальнейшем он постепенно приобрел обтекаемую форму. Весла делались из прочнейшего васанского дуба, а паруса – из тканей, приобретаемых в Египте в обмен на ливанский кедр.

В середине второго тысячелетия до нашей эры финикийцы освоили технологию окраски тканей пурпурным красителем, добываемым из моллюсков-иглянок. Благодаря ему, финикийские ткани практически не линяли и не выгорали на солнце. Это открытие стало настолько значимым, что само название страны, данное ей греками, – «Финикия» происходит от древнегреческого слова Φοίνικες (фойникес), означающего «кроваво-красный» или «пурпурный». Римляне впоследствии произносили это название на свой лад – punicus (пуникус), а финикийцев именовали «пунами». Отсюда и название войн с Карфагеном – «пунические». 

Процесс окраски был долгим, трудоемким и требовал огромного количества моллюсков. Поэтому пурпурные ткани стоили очень дорого. Тем не менее, чтобы подчеркнуть свой высокий статус и успешность, богатые финикийские купцы часто украшали свои корабли пурпурными парусами. Кто знает, возможно первым так поступил какой-нибудь влюбленный торговец из Тира или Сидона, решивший порадовать даму своего сердца. И хотя финикийский пурпур был не алого, а скорее темно-красного цвета с фиолетовым оттенком, корабль с таким парусом наверняка смотрелся очень эффектно.

Изначально именно ливанский кедр и пурпурные ткани стали основным экспортными товарами Финикии. В дальнейшем по мере развития торговых связей финикийцы получали прибыль уже не столько от продажи собственных товаров, сколько от перепродажи чужих. В частности, они долгое время были главными поставщиками слоновой кости, тканей, пряностей и специй из Индии в регион Средиземного моря. Еще одним важнейшим источником дохода было судостроение. Финикийские корабли с удовольствием покупали и египтяне, и персы, и даже греки, которые сами были весьма умелыми судостроителями.

Основной специализацией финикийских корабелов было строительство «пузатых» грузовых судов, называемых так из-за характерных обводов корпуса. Помимо изобретения внешнего киля и шпангоутов, финикийцы отметились еще несколькими крупными инновациями в судостроении и судовождении.

Во-первых, они первыми начали создавать суда с закрытым грузовым трюмом, позволяющим обеспечивать лучшую сохранность перевозимых товаров. Во вторых, научились ориентироваться по звездам, что кардинальным образом изменило сам характер мореплавания – от каботажного в прямой видимости берегов к плаванию в открытом море.

Строго говоря, финикийцы не были первопроходцами в астрономии. И египтяне, и шумеры обладали глубокими знаниями в этой сфере задолго до возникновения Финикии. Однако именно финикийцы сумели применить полученные от египтян сведения о звездном небе в морской навигации. Несмотря на то, что у них не было компаса, они совершали очень дальние походы.

В частности, в шестом веке до нашей эры несколько десятков финикийских кораблей по заданию египетского фараона Нехо II осуществили плавание вокруг Африки с целью поиска земель, пригодных для создания новых колоний. Согласно древнегреческому историку Геродоту, флотилия вышла из порта в Красном море, прошла на юг вдоль восточного побережья Африки, обогнула континент и вернулась в Египет через Гибралтарский пролив.

Еще двумя весомыми финикийскими вкладами в великую судостроительную революцию конца Бронзового века стали боевые корабли с двумя, а затем и с тремя рядами вёсел – биремы и триремы, а также боевой таран, являющийся подводным продолжением форштевня. Судя по всему, сначала назначением этого устройства было улучшение мореходных качеств судов, но потом вполне мирной инновации нашлось успешное военное применение. 

Схема размещения гребцов, придуманная финикийцами и усовершенствованная в дальнейшем греками и римлянами, оказалась настолько удачной, что галеры, на которых она использовалась, во многих европейских государствах, включая Россию, строили вплоть до середины XVIII века.

Помимо наличия разветвленной сети опорных пунктов по всему Средиземному морю, финикийские купцы имели тесные связи с Индией, а их наиболее удаленные северные фактории находились в юго-западной части Британии, на полуострове Корнуолл, где добывались олово и свинец, необходимые для производства бронзы.

Некоторые исследователи древних цивилизаций предполагают, что финикийцы могли пересечь Атлантический океан и открыть Америку намного раньше викингов и Христофора Колумба. Так это или нет, мы едва ли когда-либо узнаем, поскольку все записи финикийских историков, которые могли содержать описание этого похода (или походов), были уничтожены римлянами во время захвата Карфагена в 146 году до нашей эры.

Теоретическую возможность доплыть до Нового света на финикийском судне подтвердил в 2019 году британский путешественник Филип Бил. По его заказу в Сирии, на острове Арвад с использованием исключительно аутентичных инструментов, технологий и материалов было построено 20-метровое одномачтовое судно «Финикия», представлявшее точную копию финикийских торговых кораблей. 28 сентября 2019 года судно вышло из Карфагена в Тунисе, а 31 декабря 2019 года пришвартовалось в порту Санто-Доминго в Доминиканской Республике. Разумеется, прямым доказательством финикийского первенства в открытии Америки это не является, но определенно добавляет аргументов сторонникам смелой гипотезы.


Торговая империя

На протяжении трех тысяч лет своего существования, вплоть до расцвета Карфагена Финикия не была полноценным единым государством. Это был союз независимых городов. Структура не очень прочная и не слишком пригодная для отстаивания суверенитета, зато весьма гибкая и восприимчивая к инновациям за счет постоянной внутренней конкуренции. В начальный период главным финикийским городом являлся Библ – крупнейший рынок древесины на Средиземном море и важный логистический хаб, через который шла торговля между Египтом и Грецией.

Затем первенство перешло к Сидону, который разбогател на производстве стекла. Технологию изобрели в Междуречье, но именно в Финикии ее довели до совершенства, научившись делать изящные украшения, посуду и даже зеркала, которые были большой редкостью вплоть до XVI века. В середине второго тысячелетия до нашей эры самым большим и богатым финикийским городом стал Тир, специализировавшийся на изготовлении пурпурных тканей.

Наличие собственной ресурсной базы и передовых технологий судостроения обеспечили Финикии возможность строить много кораблей и проводить активную экспансию в Средиземноморье. Однако, в отличие от египтян или персов, финикийцы не стремились к прямым территориальным захватам. Заходя через торговлю, они осуществляли подкуп местных элит, а для решения силовых задач предпочитали использовать наемников из числа местного населения.

Похожим образом действовали при формировании своей торговой империи венецианцы. Мы подробно писали об этом в одной из предыдущих статей. Да и принципы создания Британской империи также мало чем отличались от финикийских. Достаточно вспомнить махараджей и сипаев, руками которых маленькая Британия подчинила себе огромную Индию.

В общей сложности финикийцы основали более трехсот колоний, многие из которых со временем превратились в крупные города, что является зримым подтверждением умения правильно выбирать места. Достаточно вспомнить Кадис, Малагу и Картахену в Испании, Кальяри и Палермо в Италии, Бизерту в Тунисе, Триполи в Ливии, Танжер в Марокко, а также Гибралтар и столицу Алжира – город Алжир.


Финикийский Новгород

Самым успешным колониальным проектом финикийцев стал Карфаген. Этот город, находящийся в южной части пролива между Тунисом и Сицилией, был основан царевной Элиссой, которая бежала из Тира в результате дворцового переворота. По легенде, приплыв в Тунис в 825 году до нашей эры, она обратилась к местному ливийскому вождю с просьбой дать ей столько земли, сколько займет бычья шкура. Получив согласие, предприимчивая девушка разрезала шкуру на тончайшие полоски, связала их между собой и огородила довольно солидный участок, имевший к тому же необыкновенно выгодное местоположение.

Во-первых, от него было рукой подать до Сицилии – всего 180 километров, а во-вторых, контролируя Сицилийский пролив, можно было фактически контролировать значительную часть средиземноморской торговли. В итоге город, быстро выросший на месте, выбранном хитроумной царевной, всего за триста лет стал самым богатым в античном мире. Население Карфагена на пике могущества составляло более 100 тысяч человек, и он был первым городом на нашей планете, в котором начали строить многоэтажные каменные жилые дома.

Финикийцы дали городу имя Карт-Хадашт, что в переводе означает «Новый город», то есть по-русски – Новгород. Греки называли его Καρχηδών (Кархедон), римляне – Carthago (Картаго), а в России укоренилось название Карфаген.

Центр торговой империи финикийцев постепенно переместился в Тунис. Подчинив себе почти все финикийские колонии в Испании и Северной Африке, Карфаген захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, а затем решил бросить вызов главным торговым конкурентам финикийцев того времени – грекам. Борьба была равной, пока на стороне Греции не выступил Рим. Первая Пуническая война середины третьего века до нашей эры закончилась поражением Карфагена с потерей контроля над Сицилией и Сардинией.

Дальнейшее все хорошо помнят со школы. Ответом Карфагена стал захват Испании. Оттуда, перейдя через Альпы, армия Ганнибала вторглась в Италию. Разгромив римлян в нескольких сражениях и одержав эпическую победу в битве при Каннах в 216 году до нашей эры, но не имея сил для захвата Рима, великий полководец покинул Апеннинский полуостров. Недопобеда, как это часто бывает обернулась в итоге сокрушительным поражением. Через четырнадцать лет армия Карфагена была разгромлена при Заме, а в 149 году до нашей эры город был захвачен римлянами и стерт до основания, а подавляющая часть финикийских колоний перешла под власть Рима.

«Карфаген должен быть разрушен». Этот лозунг, которым римский политик Марк Порций Катон маниакально завершал каждое свое публичное выступление, был реализована римлянами очень старательно. Они уничтожили не только финикийскую империю, но и самобытную финикийскую цивилизацию, а заодно и все документальные свидетельства о ней, до которых смогли дотянуться. Впрочем, некоторые вещи стереть все-таки не удалось, к примеру фундаментальные достижения финикийцев в судостроении, которыми сами римляне пользовались очень активно.