Новости международной логистики, торговли и грузовых перевозок

19 декабря 2022 года

Объединенная судостроительная корпорация начинает строить контейнеровозы

Сложности, возникшие на западных логистических маршрутах после начала специальной военной операции на территории Украины, подтолкнули развитие транспортного коридора «Север – Юг». Для обеспечения перевозки контейнеров по нему Объединенная судостроительная корпорация уже в 2023 году планирует сдать в эксплуатацию четыре новых контейнеровоза вместимостью по пятьсот TEU. Предполагается, что после завершения строительства Государственная транспортная лизинговая компания передаст суда крупным российским перевозчикам в аренду на льготных условиях.

В итоговом интервью за 2022 год телеканалу «Россия-24» генеральный директор ОСК Алексей Рахманов сказал: «Строительство контейнеровозов начнется в середине следующего года по мере завершения рабочей конструкторской документации. Мы ожидаем, что в течение приблизительно восьми – девяти месяцев эти суда по одному будут выходить с очередностью, наверное, раз в месяц в конце 2023-го – начале 2024 года и соответственно начнут работу на маршрутах. Вообще идея состоит в том, чтобы сделать эту контейнерную линию регулярной, поскольку разовые или так называемые спотовые перевозки контейнеров – вещь хорошая, но зачастую непредсказуемая. А в контейнерном бизнесе очень важно, чтобы была загрузка и туда, и оттуда».
16 декабря 2022 года
В этот день 16 декабря 1922 года, ровно сто лет назад американское издательство Houghton Mifflin Harcourt впервые опубликовало знаменитый пиратский роман Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада».

Морское пиратство как инструмент гибридных войн между сверхдержавами

Когда мы в юности читали приключенческие романы про пиратов семнадцатого века, состоявших на службе у английских и французских королей, нам казалось, что описанные в них события не имеют к нам никакого отношения, ведь таких пиратов давно нет, как нет тех парусников, на которых они преследовали испанские галеоны, нагруженные золотом и серебром. Как мы ошибались!
12 декабря 2022 года

Международный транспортный коридор «Север-Юг» демонстрирует бурный рост грузопотока

Международный транспортный коридор «Север-Юг» – это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи в Индии протяженностью 7 200 километров. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Согласно данным иранской судоходной компании «Khazar Sea Shipping Lines», за первые семь месяцев 2022-го грузопоток по МТК вырос более, чем в три с половиной раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Существует три маршрута МТК. Первый проложен по западному берегу Каспийского моря через Дагестан, Азербайджан и Иран. Он обеспечивает выход к портам Персидского залива и доступ к огромным рынкам Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива и Африки. Второй идет по восточному побережью Каспия, через Казахстан, Туркменистан в Иран. Третий маршрут – через Армению и Грузию. Дальнейший рост грузопотока по МТК тормозит плохое состояние инфраструктуры. Для ее модернизации, по оценке Евразийского банка развития (ЕАБР), необходимы инвестиции в размере около сорока миллиардов долларов.
6 декабря 2022 года

В Японии сняли запрет на полеты беспилотников над густонаселенными районами

Японская англоязычная газета The Japan Times сообщила о том, что власти Страны восходящего солнца отменили запрет на полеты беспилотных летательных аппаратов над густонаселенными районами страны. И хотя правительство пока не спешит с выдачей разрешений, ясно, что это лишь вопрос времени. Ранее полеты беспилотников так называемого третьего уровня разрешались над объектами, где проживают люди, только в том случае, если дрон был в поле зрения оператора.

Министерство государственных земель, инфраструктуры и транспорта Японии опубликовало поправки к Закону о гражданской авиации, в соответствии с которыми дистанционно управляемые оператором беспилотники могут летать над жилыми районами. Обновленные правила должны способствовать развитию сервиса по доставке товаров первой необходимости и лекарств, прежде всего в отдаленные и малонаселенные районы на фоне нехватки рабочей силы и старения населения. Кроме того, беспилотники планируется использовать для доставки гуманитарной помощи и лекарств людям в случае стихийных бедствий.
2 декабря 2022 года

Илон Маск представил второе поколение электрогрузовиков Tesla

В перерывах между многочисленными интервью по поводу эпического погрома, учиненного Илоном Маском в Твиттере, американский миллиардер успевает презентовать новинки своей компании. Последней из них стал грузовой автомобиль Tesla The Beast. Маск отметил, что мощность грузовика в три раза превосходит все доступные тягачи. Поэтому он и получил название «Зверь».

– Это слон, который движется как гепард. Эта штука выглядит будто из будущего, она веселая, классно выглядит, и дает ощущение, что ты водишь Tesla», — сказал он, пообещав водителям нового транспортного средства, что они будут чувствовать себя на дороге «круче всех». Электрогрузовик снизит выбросы вредных веществ на шоссе, превзойдет существующие дизельные модели по мощности и безопасности, а также закрепит технологию быстрой зарядки, которую Tesla будет использовать в своем предстоящем пикапе Cybertruck. «Если вы дальнобойщик и вам нужна самая крутая машина на дороге, то это то, что нужно», – резюмировал Маск.
24 ноября 2022 года

Президент России предложил присмотреться к системе Хавала

Сегодня, выступая на конференции по искусственному интеллекту AI Journey, Владимир Путин призвал разработчиков принять активное участие в создании независимой глобальной системы взаиморасчетов. «На базе технологий цифровых валют и распределенных реестров можно создать новую систему международных платежей, причем гораздо более удобную, но при этом полностью безопасную для участников и, что важно, независимую от банков и вмешательства третьих стран», – отметил президент России.

Наилучшим вариантом, по мнению главы нашего государства, является объединение передовых технологий и тысячелетнего опыта человечества. В качестве примера он привел систему платежей, распространенную на Ближнем Востоке и в Африке: «Специалистам известна система "Хавала", которая многие сотни лет задолго до появления западной банковской системы выполняла и кстати до сих пор работает и продолжает выполнять функции международных расчетов. Отправитель отдает деньги брокеру в своей стране. Получатель принимает их в другой через соответствующего брокера. Брокеры, со своей стороны, производят взаиморасчеты между собой. Как сказали бы сейчас – по клиринговой схеме».
22 ноября 2022 года

Балтийские корабелы ударно завершают 2022 год

Сегодня на Балтийском заводе двойной праздник, связанный с атомными ледоколами уникального, не имеющего в мире аналогов проекта 22220. Во-первых, после прохождения всех необходимых проверок и испытаний сдано в эксплуатацию третье судно проекта – «Урал» (головное судно серии, получившее название «Арктика», вошло в строй в октябре 2020 года, а «Сибирь» – в конце января 2022-го). Местом постоянной приписки «Урала» будет Мурманск. Во-вторых, сегодня же был спущен на воду еще один атомоход – «Якутия», который был заложен 20 мая 2020 года. Пятым в серии будет «Чукотка». Основные строительные работы на этом судне должны быть завершены в следующем году.

Проект 22220 был разработан петербургским ЦКБ «Айсберг». Каждый ледокол серии оснащен двумя атомными реакторами РИТМ-200 тепловой мощностью 175 МВт каждый. Водоизмещение судов — 33 540 тонн, максимальная ледопроходимость — 2,8 метра. Двухосадочная конструкция позволяет использовать ледоколы проекта как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, что крайне важно для эффективной работы на Северном морском пути.
16 ноября 2022 года

По новому мосту через Амур пошли поезда

Сегодня пресс-служба Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) сообщила о запуске движения по железнодорожному мосту через реку Амур на участке межгосударственной границы в районе населенных пунктов Нижнеленинское Еврейской автономной области РФ и Тунцзян провинции Хэйлунцзян КНР. Первый железнодорожный состав совершил переход из России в Китай.

Товарооборот между нашими странами превысил в этом году отметку в 150 миллиардов долларов, и развитие транспортно-логистической инфраструктуры имеет первостепенное значение для дальнейшего роста взаимных поставок. Соглашение о строительстве моста было заключено между правительствами РФ и КНР в 2008 году. РФПИ выступил в роли стратегического инвестора проекта, профинансировав более 70% от всего бюджета строительства российской части моста.
7 ноября 2022 года

В Южной Корее объявили о создании нового типа контейнеровозов

Южнокорейский деловой портал BusinessKorea сообщил о том, что инженеры крупнейшей в мире судостроительной компании Hyundai Heavy Industries (HHI) разработали контейнеровоз с принципиально новой системой крепления морских контейнеров, в которой не используется так называемый «крепежный мост», выполняющий роль опоры. В предложенной корейцами схеме контейнеры на верхней палубе судна фиксируются длинной направляющей ячеек, что устраняет необходимость в креплении каждого контейнера в отдельности, а это, в свою очередь, должно существенно сократить время погрузочно-разгрузочных работ и их стоимость.

Инновационное устройство, позволяющее осуществлять установку «ящиков» без индивидуальной фиксации, получило название SkyBenchV2. Оно берет на себя нагрузку от палубных контейнеров и передает ее на корпус судна. Перспективная разработка уже получила одобрение Американского бюро судоходства. В настоящий момент Hyundai Heavy Industries ожидает подтверждения своих патентных заявок на новый вид контейнеровоза и новое крепежное устройство.
3 ноября 2022 года
В этот день 3 ноября 1901 года началось движение поездов по Транссибирской магистрали. Это случилось после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

Транссиб: дорога, сделавшая Российскую империю по-настоящему евразийской

Из всех могучих инфраструктурных проектов, осуществлявшихся в Российской империи в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков, один стоит особняком – это Трассибирская железнодорожная магистраль. Именно она превратила Россию из европейского государства, владевшего обширными, но неосвоенными восточными территориями, в полноценную евразийскую державу.
30 октября 2022 года
В этот день 30 октября 1696 года Боярская Дума утвердила Указ Петра Первого «Морским судам быть», в котором была сформулирована программа создания в России регулярного морского флота. На корме построенных судов Петр повелел устанавливать флаг с тремя равновеликими горизонтальными полосами белого, синего и красного цветов, который впоследствии стал государственным.

Как российский торговый флаг стал государственным?

Вплоть до середины семнадцатого века у русских самодержцев не было нужды выбирать себе государственный флаг. Самостоятельной морской торговли после потери выхода в Балтийское море страна не вела, а для других целей государственные флаги в то время использовались редко. Всё изменилось, когда Россия начала движение в сторону превращения в великую морскую державу.
23 октября 2022 года

Российский рынок новых грузовых автомобилей поровну делят отечественные и иностранные бренды

Согласно свежему отчету агентства «Автостат Инфо», специализирующегося на анализе российского автомобильного рынка, объем продаж новых грузовиков в нашей стране в сентябре вырос на 11,7%, с 6 716 до 7501 единиц, по сравнению с августом нынешнего года. При этом доля отечественных производителей составила 50,2%, а доля иномарок – 49,8%.

Абсолютном лидером стал «КамАЗ», нарастивший объем продаж за отчетный период с 2 692 до 2 799 единиц. С большим отрывом от него идет «ГАЗ», также увеличивший количество проданных машин с 309 до 367 штук. Третье место за «УРАЛом» – 315 реализованных в сентябре машин против 309 единиц в предыдущем месяце. Лидирующую позицию среди иностранных производителей занял китайский Shaanxi, продавший в сентября 1102 грузовика и уступивший, таким образом, лишь «КамАЗу». Вторым среди иномарок стал еще один представитель Поднебесной – FAW с результатом 650 реализованных машин. Третье место с показателем 462 проданных автомобиля у китайско-германского концерна Sitrak.
20 октября 2022 года

БАМ и Транссиб будут расширять по максимуму

Сегодня на форуме «Сделано в России», организованном Российским экспортным центром, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов подтвердил, что правительство избрало наиболее масштабный и дорогостоящий вариант расширения Восточного полигона. Всего вариантов рассматривалось три. Согласно программе «Минимум», предполагалось вложить 332 миллиарда рублей. Второй вариант предусматривал инвестиции в размере 500 миллиардов. Третий сценарий, рассчитанный на грузопоток 240 миллионов тонн в год, потребует более триллиона рублей.

После долгих обсуждений, несмотря на существенные затраты из-за проведения СВО, кабинет министров РФ выбрал именно третий вариант, позволяющий максимально увеличить объем перевозки грузов в восточном направлении. «Могу сказать, что вторая очередь БАМа, Транссиба – это 1 трлн 83 млрд рублей на три года. Я не знаю ни одного другого проекта в стране такого масштаба. Это реальное физическое освоение, это то, что надо реально сделать», – отметил в своем выступлении Андрей Белоусов.
15 октября 2022 года

Страны ЕАЭС и Китай рассматривают возможность создания зоны свободной торговли

На фоне фантастической турбулентности в мировой политике и проведения в КНР исторического двадцатого съезда КПК практически незамеченной прошла новость о том, что руководство пяти стран Евразийского экономического союза (России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии) и правительство Китая всерьез начали рассмотрение возможности создания зоны свободной торговли. Об этом рассказал в интервью китайскому телеканалу CGTN временный поверенный в делах России в КНР Иван Желоховцев.

– Есть такие идеи. Подготовка соглашения о зоне свободной торговли потребует дополнительных переговоров, синхронизации процессов в ЕАЭС и в Китае. Сейчас идет работа по созданию цифровых коридоров, введению электронной сертификации на товары. Проводятся консультации с соответствующими органами КНР по дальнейшему упрощению торговых процедур – сказал российский дипломат.
7 октября 2022 года

Объем грузоперевозок в России за первые восемь месяцев 2022 года снизился, но незначительно

Согласно данным Росстата, безоговорочным лидером падения являются грузовые авиационные перевозки, объем которых с января по август 2022 года составил 0,43 миллиона тонн, снизившись на 54%, по сравнению с тем же периодом 2021-го. В остальных секторах грузоперевозок всё в целом неплохо.

Объем морских грузовых перевозок вырос на 16,7% и достиг показателя 17,3 миллиона тонн. По внутренним водным маршрутам было перевезено 70,6 миллионов тонн, что на 2,2% больше, чем за первые восемь месяцев 2021 года. Грузоперевозки автомобильным транспортом выросли на 1,2%. Объем железнодорожных перевозок снизился на 3,4%. Прокачка через газопроводы сократилась на 14,2%. В то же время по нефтепроводам было транспортировано на 4,9% больше, чем за аналогичный период 2021-го.
22 сентября 2022 года

Минпромторг серьезно озаботился развитием российского торгового флота

В начале прошлой недели замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Алексей Исачкин, выступая в рамках круглого стола «Северный завоз: совершенствование механизмов государственной поддержки», заявил о том, что до 2030 года будет привлечено 108 миллиардов рублей, чтобы российские компании смогли приобрести в лизинг 318 судов. Вчера в правительстве уточнили, что в ближайшие десять лет планируется построить 346 новых речных и морских грузовых, а также 150 пассажирских судов.

Одной из самых действенных мер, способствующих заказу нового флота, признана программа льготного лизинга, разработанная совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией. Чуть меньше половины построенных новых грузовых судов можно будет использовать на Северном морском пути для осуществления северного завоза. Кроме того, в Минпромторге подготовлен инвестиционный проект модернизации российских мощностей по созданию современного речного флота для внутреннего пользования. Первым получателем средств в рамках нового инвестпроекта стала Жатайская судостроительная верфь в Якутске.
15 сентября 2022 года

К строительству дорог на Дальнем Востоке привлекут рабочих из Северной Кореи

Вице-премьер Марат Хуснуллин в интервью телеканалу «Россия 24» сказал, что очень скоро на российских стройках могут появиться рабочие из КНДР, отметив, что при сопоставимом уровне оплаты труда производительность северокорейских строителей в среднем в два с половиной раза превышает производительность россиян и мигрантов из Центральной Азии. Сейчас ведутся российско-корейские консультации с целью преодоления политических ограничений.

– Мы действительно ведем учет и анализ всех трудовых кадров и видим, что пока нам не хватает ресурсов. И мы смотрим разные варианты привлечения кадров. Северная Корея — это хороший вариант, особенно для развития Дальнего Востока. И мы сейчас отрабатываем эту тему. Если привлечем сорок – пятьдесят тысяч строителей, то уже хорошо. С учетом работающих в отрасли пяти миллионов человек, это немного» – заявил вице-премьер.
7 сентября 2022 года

Для расчетов в нацвалютах может быть создан аналог советского Внешторгбанка

Председатель правления ВТБ Андрей Костин в интервью газете «Ведомости» высказался за создание в России и в странах-партнерах специальных финансовых структур, которые не будут бояться вторичных санкций со стороны США. Нечто подобное уже много лет практикует Иран, а во времена СССР существовал специализированный банк, выполнявший функцию обслуживания внешнеторговых операций в странах советского блока и за его пределами – Внешторгбанк.

По мнению экспертов, идея представляется вполне разумной. Причем новая структура теоретически может быть как государственной, так и частной. Хотя первый вариант выглядит предпочтительнее из-за наличия потенциально больших рисков в случае дальнейшего обострения отношений с Западом. Кроме того, у организации должен быть максимально разгруженный баланс и минимум функций. Актуальность создания выделенных структур подтверждается тем, что в нынешнем году примерно три четверти взаиморасчетов между странами-членами ЕАЭС, к примеру, уже осуществляется в национальных валютах.
5 сентября 2022 года

Конечным северным пунктом МТК «Север-Юг», вместо Хельсинки, будет Санкт-Петербург

– Классический международный транспортный коридор «Север-Юг» – это Мумбаи и, как предполагалось, Хельсинки. Геополитическая обстановка складывается таким образом, что мы сегодня Хельсинки не рассматриваем, как конечную точку. Мы рассматриваем Москву и Санкт-Петербург – заявил на Восточном экономическом форуме губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

Согласно прогнозам Евразийского банка развития, к 2030 году трафик по МТК «Север-Юг» может вырасти в 30 раз – до 662 000 TEU. При этом три четверти грузовой базы будет приходится на страны-участницы ЕАЭС. За ближайшие восемь лет Россия планирует вложить в развитие инфраструктуры перспективного маршрута, соединяющего нашу страну с Индией через Иран и Азербайджан, как минимум полтора миллиарда рублей. В частности, РЖД будет принимать участие в строительстве железнодорожной ветки Астара (Азербайджан) – Решт (Иран), а также в электрификации линии «Гармсар – Инче-Бурун» в Иране.
2 сентября 2022 года
В этот день 2 сентября 1794 года, согласно указу российской императрицы Екатерины II, началось строительство порта в Одессе.

История основания Одессы и одесского порта

Несмотря на активное развитие железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта, как минимум две трети всех грузов в мире сегодня, как и в прошлые века, перевозится по воде. Согласно прогнозу экспертов ООН, к 2050 году спрос на грузовые перевозки вырастет в три раза. Поэтому борьба за обладание удобно расположенными портами будет лишь усиливаться. Одесский порт – не исключение.
23 августа 2022 года

Первое построенное в России безэкипажное судно отправилось из Санкт-Петербурга в Севастополь

«Средне-Невский судостроительный завод», входящий в состав «Объединенной судостроительной корпорации», отправил к месту постоянного базирования в Севастополе научно-исследовательское судно проекта 25700 «Пионер-М», на котором впервые в России внедрена технология безэкипажного судовождения. Переход будет проходить по внутренним водным путям РФ. Протяженность маршрута – 2 778 км, расчетная длительность перехода – три недели.

«Пионер-М» построен для Севастопольского государственного университета и представляет собой маломерное научно-исследовательское судно катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. Судно будет использоваться для подготовки инженеров-кораблестроителей, инженеров-механиков и электромехаников, специалистов по системотехнике, системам управления, инженеров-исследователей в области океанографии, специалистов гидрографов, занимающихся подводно-техническими работами, судоводителей и штурманов.
16 августа 2022 года

Минпромторг собирается обнулить ставку НДС для судоремонтных предприятий

Осенью 2021 года Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения о применении нулевой ставки НДС на услуги по ремонту и обслуживанию морских судов, судов смешанного плавания (река-море), а также судов рыбопромыслового флота. Вчера было объявлено долгожданное решение правительства РФ, касающееся реализации этого поручения. Условия снижения до нуля ставки НДС в интервью «Интерфаксу» прокомментировал вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров:

– Обязательным условием применения нулевой ставки НДС станет подписание инвестиционного соглашения и направление дополнительных доходов на развитие предприятия. Это компромиссное решение поможет нам увеличить объемы судоремонта. В дальнейшем за счет модернизации предприятий и увеличения объемов предоставления услуг будут обеспечены и дополнительные поступления в бюджет.
15 августа 2022 года
В этот день 15 августа 1948 года была основана Республика Корея, сумевшая всего тридцать лет превратиться из разоренной войной, отсталой аграрной страны в одного из мировых лидеров в целом ряде отраслей промышленности, включая судостроение.

Как Южная Корея сумела стать лидером мирового судостроения?

Развитие судостроительной отрасли в Южной Корее является предметом пристального изучения во всем мире, в том числе и в России. В известном смысле создание российской Объединенной судостроительной корпорации – это попытка применения удачного корейского опыта с учетом особенностей нашей страны.
2 августа 2022 года

Китайские судоверфи бьют собственные рекорды

Телеканал CCTV сообщил о том, что из дока в Шанхае вышел самый большой контейнеровоз в мире – MSC Tessa. Судно было спроектировано и построено на верфи Hudong-Zhonghua Shipbuilding Group по заказу судоходной компании MSC. Его длина составляет 399,99 метров, ширина – 61,5 метра, расчетная высота борта – 33,2 метра. Судно более чем на 60 метров длиннее, чем самый крупный авианосец в мире. Его общая грузоподъемность – 24 116 TEU.

До вчерашнего дня самым крупным контейнеровозом в мире считался Ever Alot, построенный на той же шанхайской верфи и сданный в эксплуатацию в июне нынешнего года. Его грузовместимость составляет 24 004 TEU. Кратный рост цен на морские контейнерные перевозки привел к взрывному увеличению количества заказов у всех ведущих судостроительных компаний, в первую очередь – китайский и южнокорейских. Только для MSC на верфи Hudong-Zhonghua Shipbuilding Group сейчас строятся еще три аналогичных контейнеровоза.
1 августа 2022 года

В Госкорпорации «Росатом» учреждено «Главное управление Северного морского пути»

Сегодня Госкорпорация «Росатом» объявила об учреждении ФГБУ «Главное управление Северного морского пути». «Главсевморпуть» создан на базе Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» для управления судоходством и организации деятельности на Северном морском пути. Ранее, в июне Владимир Путин подписал закон, который централизует в «Росатоме» полномочия по управлению судоходством в акватории СМП. Согласно закону, меняется механизм выдачи разрешений на плавание по акватории: теперь кроме выдачи разрешений предполагается возможность их приостановления, возобновления, внесения изменений и отзыва. Эти новации вводятся в условиях роста грузопотока по СМП, чтобы усилить безопасность судоходства на трассе.

Вопросы по нормативному регулированию, вопросы международной деятельности, контроля и надзора остаются в ведении Минтранса и подведомственного ему агентства. К концу 2024 года Северный морской путь должен начать работать круглогодично, а объем грузопотока предполагается нарастить до восьмидесяти миллионов тонн в год. Создание «Главсевморпути» должно способствовать достижению этих целей.
25 июля 2022 года
В этот день 25 июля 1825 года для прокладки подземного тоннеля по рекой Темза в Лондоне впервые в истории транспортного строительства был применен проходческий щит.

Как червяк помог совершить революцию в транспортной логистике?

Осваивать подземное пространство люди начали еще в каменном веке. Сначала наши далекие предки пользовались пещерами и тоннелями, которые создавала природа. Появление металлических орудий труда позволило перейти к строительству рукотворных подземных сооружений. В начале XIX века французский инженер Марк Изамбард Брюнель впервые применил для прокладки подземного тоннеля проходческий щит, изобретение которого стало результатом знакомства с одним очень прожорливым моллюском.
20 июля 2022 года

Банк России смягчил требования для компаний-импортеров и банков-нерезидентов

Центробанк России сегодня объявил об отмене тридцатипроцентного лимита по авансовым платежам в пользу нерезидентов по импортным контрактам на услуги, работы и результаты интеллектуальной деятельности, который действовал с апреля этого года. Кроме того, регулятор разрешил банкам-нерезидентам из недружественных государств заключать на российском валютном рынке сделки купли-продажи одной иностранной валюты в обмен на другую, а также соответствующие поставочные валютные форварды и своп-договоры.

Цены в договорах не должны отклоняться более чем на два процента от цен на аналогичные инструменты на российских биржевых торгах и на международных рынках на момент заключения. Новое решение, по мнению регулятора, будет способствовать тому, что российские банки смогут лучше удовлетворять спрос компаний и граждан на конкретную иностранную валюту. До сих пор для всех нерезидентов из недружественных стран действовал запрет на куплю-продажу иностранной валюты — как за рубли, так и за другую иностранную валюту. По рублевым сделкам, а также для нерезидентов, не являющихся банками, запрет решено сохранить.
18 июля 2022 года

Морские пираты стали реже нападать на торговые суда

Одно из подразделений Международной торговой палаты – Международное морское бюро, специализирующееся на борьбе с правонарушениями в области морской торговли и транспорта, опубликовало доклад, согласно которому уровень вооруженных нападений на торговые суда в первом полугодии нынешнего года стал самым низким за последние двадцать восемь лет.

С января по июнь 2022-го было совершено пятьдесят восемь попыток захвата судов с применением огнестрельного оружия, что на семнадцать процентов меньше, чем в первом полугодии прошлого года. Из пятидесяти пяти взятых на абордаж судов было захвачено лишь одно. Тем не менее, в некоторых регионах мирового океана обстановка остается весьма опасной. Максимальную бдительность, по мнению экспертов ММБ, следует сохранять в Гвинейском заливе, Сингапурском проливе и в перуанском порту Кальяо. Пиратских нападений в Красном море и в Аденском заливе за отчетный период не было, но эти акватории, в особенности у берегов Сомали и Йемена, продолжают считаться зонами рискованного мореплавания.
5 июля 2022 года

Международный транспортный коридор «Север – Юг» наращивает обороты

Сегодня с подмосковной станции «Чехов» отправился первый контейнерный поезд компании «РЖД Логистика», конечным пунктом назначения которого является индийский порт Нава-Шева (Мумбай). Маршрут интермодальной перевозки, включает морское плечо и проходит по восточной ветке международного транспортного коридора «Север – Юг» через территорию России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Индии. Дистанцию в восемь с лишним тысяч километров состав должен преодолеть за тридцать пять дней.

Объем перевозок по МТК «Север – Юг» за первые шесть месяцев этого года увеличился на двадцать шесть процентов, по сравнению с аналогичным периодом 2021-го, и продолжает быстро расти. Осенью прошлого года, выступая на «Евразийском конгрессе – 2021», председатель Правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Николай Подгузов озвучил ориентировочные целевые показатели: «К 2030 году трафик по МТК «Север-Юг» может вырасти в тридцать раз – до шестисот шестидесяти тысяч TEU за счет перевозок продовольствия и металлов. Кроме того, в три раза можно будет нарастить грузопоток и неконтейнерных грузов. В частности, перевозки зерновых культур к 2030 году могут увеличиться до двенадцати миллионов тонн в год».
1 июля 2022 года

Контейнерные перевозки манят инвесторов высокой рентабельностью

Эксперты платформы для сравнительного анализа условий морских и авиационных перевозок Xeneta, опубликовали доклад, содержащий данные о ставках фрахта за последние восемнадцать месяцев. Согласно документу, снижение стоимости морских грузовых перевозок за отчетный период наблюдалось лишь дважды, в то время, как постоянный рост ставок стал уже обыденным явлением. К примеру, в июне нынешнего года цена за перевозку контейнера выросла на десять процентов, по сравнению с маем. А по отношению к ставкам июня 2021-го она взлетела и вовсе на сто семьдесят процентов!

Увеличение ставок фрахта тянет вверх рентабельность контейнерных перевозок, а она, в свою очередь, повышает привлекательность отрасли для инвесторов, которые многие годы обходили ее стороной. На китайских и корейских верфях нет отбоя от заказов на строительство контейнеровозов. В России также всерьез обсуждаются планы закладки целой серии судов этого типа. В первую очередь речь идет о контейнеровозах ледового класса, которые смогут ходить по быстро развивающемуся Северному морскому пути. Созданием нового отечественного контейнерного флота вероятно будут заниматься верфи в Севастополе и Мурманске. Кроме того, возможно будут задействованы мощности одного из петербургских судостроительных заводов.
21 июня 2022 года

Госдума дает добро параллельному импорту

Сегодня российская Государственная Дума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон о легализации параллельного импорта. Согласно документу, использование исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в товарах, и средствах индивидуализации, которыми такие товары маркированы, не является нарушением. Таким образом, закон ограждает российские компании, ввозящие товары без разрешения правообладателя, от возможной гражданской, административной и уголовной ответственности.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин в интервью российским журналистам отметил: «Принятие этого закона упростит торговлю товарами из списка параллельного импорта и позволит стабилизировать цены на них». Ранее уже были приняты изменения в законодательство, согласно которым правительство получило право формировать в 2022 году перечень товаров, в отношении которых могут не применяться отдельные положения Гражданского кодекса о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
16 июня 2022 года
В этот день восемьдесят лет назад, 16 июня 1942 года завершилось строительство первого в мире магистрального подводного трубопровода, проложенного по дну Ладожского озера.

Где, когда и как был построен первый в мире подводный магистральный трубопровод?

Сегодня мало кто помнит о том, что первый в мире магистральный подводный трубопровод для перекачки углеводородов был проложен советскими строителями во время Великой Отечественной войны по дну Ладожского озера. Это уникальное инженерное сооружение, построенное в рекордно короткие сроки всего в двух километрах от линии фронта под постоянным огнем противника, обеспечило поставки в блокадный Ленинград бензина, керосина, лигроина и дизельного топлива.
13 июня 2022 года

Российские импортеры вспоминают забытое слово «предоплата»

На протяжении многих лет российские страховые компании предпочитали передавать весомую часть рисков, связанных с импортными операциями, перестраховочным компаниям, оставляя на собственном удержании не более десяти процентов. При этом практически все лидеры мирового рынка перестрахования – это западные фирмы, которые после начала боевых действий на Украине начали сворачивать свой бизнес в России. О своем уходе с нашего рынка заявили компании: Munich Re, Zurich, Swiss Re и Allianz, а также страховые брокеры: Marsh, Aon и Willis Towers Watson.

Российские страховые компании самостоятельно не могут страховать дебиторскую задолженность импортеров в необходимом объеме. К тому же Банк России пока так и не наделил Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК) полномочиями принимать на себя риски импорта. В результате, вместо ставших уже привычными отсрочек платежей, наши импортеры получают требования о внесении предоплаты за поставляемые из-за рубежа товары, что неизбежно сказывается как на объемах закупок, так и на конечных розничных ценах.
7 июня 2022 года

В России появилась собственная блокчейн-альтернатива системе SWIFT

После начала специальной военной операции на территории Украины Европейский союз последовательно отключает от системы SWIFT все крупнейшие банки России. Альтернативой формально независимой, но на деле абсолютно подконтрольной США и ЕС системе может стать блокчейн-платформа CELLS, представленная компанией «РТ-Техприемка», входящей в состав корпорации «Ростех». Платформа была разработана в Новосибирском институте программных систем (НИПС) на базе технологии распределенного реестра. Производительность CELLS на начальном этапе составит до ста тысяч транзакций в секунду с возможностью увеличения показателей. В интервью на ПМЭФ исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко заявил:

– Цифровая платежная система на блокчейн-платформе может использоваться как полноценная замена SWIFT, предоставляя высокую скорость и безотзывность транзакций. Система позволит перейти на расчеты в национальных валютах, ликвидирует риск санкций и обеспечит участникам клиринга независимость национальной финансовой политики.
1 июня 2022 года

Порты Бердянска, Мариуполя, Херсона и Крыма будут работать в связке

Представитель Республики Крым при Президенте России, Георгий Мурадов сообщил о том, что администрация полуострова совместно с правительствами Донецкой и Луганской республик, а также Херсона готовят к подписанию соглашения о торгово-экономическом и культурно-гуманитарном сотрудничестве между Крымом, ДНР и ЛНР, предусматривая в них возможность участия Херсонской области. В первую очередь речь идет о поставках зерна и другой сельскохозяйственной продукции в Россию через Крым. В интервью ТАСС господин Мурадов заявил:

– Нам обязательно надо налаживать взаимодействие между крымскими портами, портом Херсон и портами Азовского моря. Это Бердянск и Мариуполь. Мы знаем о заявлении главы ДНР, что порт Мариуполя будет готов к работе в ближайшие дни. У нас налажено сотрудничество с Донецкой Народной Республикой, подписан соответствующий протокол. В нем содержатся такие важные направления, как ведение внешнеэкономической деятельности, неотъемлемой частью которой является транспортировка грузов за рубеж.
20 мая 2022 года
В этот день 22 ноября 1941 года по дороге, проложенной по льду Ладожского озера, прошли первые грузовики с продовольствием для осажденного Ленинграда.

Операция «Анадырь»: логистическая составляющая Карибского кризиса

В последнее время, по понятным причинам, количество упоминаний Карибского кризиса в прессе и в интернете просто зашкаливает. В фокусе обсуждений обычно находится его политическая часть. На логистическую составляющую кризиса обращают мало внимания, хотя она была не менее интересной. Уникальная секретная операция по переброске к берегам США пятидесятитысячного советского контингента, оснащенного атомным оружием, вошла в историю военного искусства.
17 мая 2022 года

Грузовые автомобили из ЕС пока смогут перевозить товары в Россию

После консультаций с представителями Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Минпромторг принял решение не форсировать введение ответных запретов для грузового транспорта из ЕС. В интервью агентству «Интерфакс» министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сказал: «Я думаю, что бизнес не зря беспокоится по данному вопросу. Мы исходим из того, что нужно принимать взвешенные решения, чтобы мы не остановили текущую производственную деятельность компаний, кто завязан на поставки продукции, которая и не санкционирована и не входит в перечень каких-либо ограничений для поставки в нашу страну».

Как известно, 8 апреля вступил в силу запрет любым предприятиям автомобильного транспорта, созданным в РФ и Белоруссии, на перевозку грузов по территории Евросоюза, в том числе транзитом. Исключение было сделано для поставок фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, включая пшеницу, а также для перевозки энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Кроме того, для автотранспорта, зарегистрированного в РФ, сохранен транзит в Калининградскую область, поскольку его запрет может спровоцировать прямой военный конфликт между Россией и странами, по территории которых осуществляются доставка грузов в наш западный анклав.
16 мая 2022 года

Контейнеры – это не товар, а транспортное оборудование

Пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сообщила о важном изменении, которое коснется контрольных функций в отношении контейнеров, используемых для международных грузовых перевозок. Отныне на территории стран Евразийского экономического союза они будут считаться транспортным оборудованием, а не товаром, перемещаемым через границу.

Российские и казахстанские участники рабочей группы по совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС выступили с предложением отказаться от таможенного декларирования контейнеров и совершения таможенных операций с ними по прибытии на таможенную территорию ЕАЭС и убытии с нее. Инициатива была одобрена. По словам министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Максата Мамытканова, опыт Китая и мировая практика в целом подтверждают правильность принятого решения.
11 мая 2022 года

«Совкомфлот» собирается устроить распродажу своих судов

Пресс-служба одного из мировых лидеров в области морских танкерных перевозок, компании «Совкомфлот» подтвердила информацию о том, что компания намерена расстаться с несколькими десятками своих судов. В первую очередь речь идет о «возрастных» танкерах, а также о тех судах, которые нецелесообразно эксплуатировать в условиях санкций против российского торгового флота. Главной причиной предстоящей распродажи является необходимость рассчитаться с западными кредиторами.

По состоянию на 24 февраля 2022 года у «Совкомфлота» было сто тридцать четыре собственных и зафрахтованных судна, включая сто восемь танкеров, четырнадцать газовозов и одиннадцать специализированных судов. По оценке британского издания Lloyd's List, для погашения евробондов необходимо продать около двадцати танкеров, находящихся в собственности СКФ. Выручка от продажи должна составить от девятисот миллионов до миллиарда долларов. Возможен и вариант полного погашения всех долгов. В этом случае нужно будет продать сорок судов, то есть примерно треть всего наличного тоннажа.
4 мая 2022 года

Финляндия отказывается реконструировать Сайменский канал

Крупнейшая финская газета Helsingin Sanomat сообщила, что в связи с прогнозируемым резким снижением товарооборота между Россией и Евросоюзом, правительство Финляндии решило приостановить на неопределенный срок реконструкцию Сайменского канала, соединяющего Выборгский залив в России с Сайменским озером в Суоми. Общая стоимость капитального ремонта водной артерии должна была составить 95 миллионов евро, из которых 20 миллионов предполагалось потратить в 2022 году. Проект предусматривал расширение затворов и подъем уровня воды в канале, что позволило бы проходить через него более крупным судам.

Судоходный канал, длина которого составляет 57,3 километра, находится в совместном владении двух государств: 34 километра принадлежат Российской Федерации, а 23,3 – Финляндии. При этом, чуть меньше двадцати километров российской части (от шлюза «Брусничное») финны у нас арендуют, выплачивая ежегодно 1,22 миллиона евро плюс по 0,18 евро за каждую единицу валовой вместимости судов, превышающую 1,5 миллиона единиц суммарной валовой вместимости за навигацию. Эксперты связывают решение финского правительства с заявлением первого зампреда международного комитета Госдумы России, Дмитрия Новикова о том, что Россия может пересмотреть договор аренды Сайменского канала в случае вступления Финляндии в НАТО.
27 апреля 2022 года

Иран становится важным хабом для поставки индийских товаров в Россию

Официальное информационное агентство Ирана (ИРНА) сообщило о резком увеличении грузопотока из Индии в Россию и в страны СНГ через иранский порт Чабахар. Основной причиной стал рост стоимости провоза индийских товаров по Черному морю. Использование Чабахара позволяет кратно уменьшить цену перевозки контейнеров.

Чабахар – единственный океанский порт Исламской республики Иран, расположенный в Оманском заливе. Две гавани порта: Шахид Калантари и Шахид Бехешти имеют по пять причалов. С декабря 2018 года , согласно трехстороннему договору Ирана, Индии и Афганистана, порт находится под управлением Индии. Сейчас в Чабахаре на деньги индийских инвесторов строятся два новых терминала. После полного завершения программы реконструкции грузооборот порта должен приблизиться к ста миллионам тонн в год.
15 апреля 2022 года
В этот день 15 апреля 1836 года был обнародован указ императора Николая I о строительстве первой в России железной дороги общего пользования – Царскосельской.

Австрийский аттракцион, или откуда в России появилось слово «вокзал»?

Первая в России железная дорога общего пользования была на сто процентов частным предприятием. Она соединила Санкт-Петербург, Царское село и Павловск. Что предложил сделать для привлечения большего количества пассажиров руководитель строительства, австрийский инженер Франц Антон риттер фон Герстнер, и какое отношение его идея имеет к появлению в русском языке слова «вокзал»?
14 апреля 2022 года

Россия наращивает использование паромных линий

Препятствия на сухопутных маршрутах, создаваемые западными странами, заставляют российские власти и отечественных перевозчиков наращивать использование существующих паромных маршрутов и быстрыми темпами создавать новые. В интервью агентству «РИА Новости» первый вице-премьер России Андрей Белоусов сказал:

– Мы активно развиваем новые морские линии транспортировки грузов. Создана первая регулярная морская паромная линия через Черное море: порт «Самсун» – порт «Кавказ». В ближайшее время планируется к запуску линия Стамбул – Новороссийск. Помимо этого, прорабатываются вопросы запуска дополнительных линий из Китая во Владивосток. Новые суда выходят и на маршрут, связывающий Калининград с Россией. Уже введен дополнительный третий паром на линии Усть-Луга – Балтийск. Четвертый планируется запустить с 19 апреля. По нему уже начат сбор заявок от грузоотправителей, а три работающих загружены практически на сто процентов.
7 апреля 2022 года

Госдума помогает таможне быстрее «давать добро»

Вчера Государственная Дума сразу во втором и третьем чтении приняла законопроект, направленный на обеспечение устойчивого функционирования транспортного комплекса и поддержку хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности в условиях внешнего санкционного давления. Документ дает право Правительству России устанавливать особенности надзора за международными автомобильными перевозками в части весогабаритного контроля.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что эта мера обеспечит беспрепятственное прохождение транспортных средств, перевозящих продовольственные товары и товары первой необходимости через госграницу, и сокращение времени прохождения пунктов пропуска на двадцать минут. Кроме того, кабмину будет позволено принимать решение об открытии пунктов пропуска через госграницу РФ до полного завершения их строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения. Это должно ускорить грузовые перевозки с дружественными государствами, что крайне важно в условиях блокирования логистических маршрутов на Западе.
5 апреля 2022 года

Совет ЕЭК обнулил ставки таможенных пошлин на ввоз почти тысячи наименований товаров

Сегодня совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) провел внеочередное заседание, на котором был принят дополнительный пакет мер, направленный на насыщение единого рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) социально значимыми товарами. В рамках пакета до 30 сентября 2022 года снижены до нуля ставки ввозных таможенных пошлин на девятьсот тридцать восемь товаров.

По оценке Министерства экономического развития РФ, объем импорта этих товаров на территорию России в нынешнем году составит более тридцати одного миллиарда долларов. Импортеры получат от обнуления пошлин выгоду около полутора миллиардов долларов. 15 апреля в Москве состоится очередное заседание Совета ЕЭК. На нем планируется принять второй пакет совместных мер, который сейчас прорабатывает Рабочая группа высокого уровня.
25 марта 2022 года
В этот день 25 марта 421 года три консула из Падуи, во время набега вестготов бежавшие на остров Риальто, основали там первую факторию и тем самым положили начало созданию Венецианской республики – одного из лидеров мировой торговли в Средние века и в эпоху Возрождения.

Что общего у США и Венеции, и почему иногда не стоит пытаться добить конкурента?

Между США и Светлейшей Республикой Святого Марка гораздо больше общего, чем может показаться. Если проанализировать историю взаимоотношений между Венецией, Византией и Османской империей, то можно найти очень интересные параллели с сегодняшним днем.
22 марта 2022 года

Перевозки по Северному морскому пути будут субсидироваться правительством

Согласно федеральному проекту «Развитие Северного морского пути», грузопоток по стратегической водной магистрали в 2024 году должен составить восьмьдесят миллионов тонн, а к 2030 году он должен увеличиться до ста десяти миллионов тонн. Особое внимание правительство уделяет развитию контейнерных перевозок. В ближайшее время порты «Санкт-Петербург» и «Мурманск», расположенные в европейской части России, будут связаны регулярными контейнерными маршрутами с портами «Восточный» и «Петропавловск-Камчатский», находящимися на Дальнем Востоке. Компании, совершающие два и более кругорейсов в год, смогут получить субсидии от правительства РФ. Для этого в бюджете предусмотрено выделение пятисот шестидесяти миллионов рублей.

– Спрос бизнеса на такие маршруты есть. Чтобы повысить их экономическую привлекательность, правительство вводит дополнительные меры государственной поддержки. Для российских грузоотправителей будут установлены льготные тарифы, а значит, появится конкурентная по затратам морская альтернатива для доставки оборудования, стройматериалов, рыбной продукции и других востребованных грузов как с Запада на Восток, так и в обратном направлении, – сказал Михаил Мишустин на совещании со своими заместителями.
16 марта 2022 года

Администрация Суэцкого канала повышает плату за проход судов

Суэцкий канал, обеспечивающий более десяти процентов мировых поставок нефти, газа и товаров широкого потребления, – важнейший источник поступлений в бюджет Египта. В прошлом году выручка от проводки судов по нему составила рекордные 6,3 миллиарда долларов, и правительство страны не намерено останавливаться на достигнутом. С осени 2021-го администрация канал начала постепенное сокращение скидок для судовладельцев, обосновывая свое решение «значительным ростом мировой торговли, улучшением экономики судов, развитием водного пути Суэцкого канала и улучшением транзитных услуг».

Тарифы поднимаются для любых типов судов, причем как груженых, так и балластных. В феврале нынешнего года на шесть процентов выросла стоимость проводки для всех судов, кроме круизных лайнеров, нефтяных танкеров и газовозов. Следующее повышение цен коснулось и их. С 1 марта тарифы на проход танкеров выросли сразу на десять процентов, для судов, перевозящих сжиженный природный газ, – на семь. Проводка многоцелевых и большегрузных судов также подорожала на семь процентов, а рост цены для сухогрузов составил пять процентов. По расчетам аналитиков, рост тарифов позволит Египту получить от эксплуатации канала более семи миллиардов долларов годовой выручки.
11 марта 2022 года

Таможня ускоряет пропуск товаров первой необходимости

Федеральная таможенная служба России, перешедшая на усиленный режим работы, изменила порядок оформления грузов. Цель изменений – сокращение до минимума времени пропуска товаров первой необходимости. Для этого они будут оформляться в первоочередном порядке. Речь идет о продуктах питания и сырье для их производства, лекарственных препаратах, а также об оборудовании для промышленных предприятий.

Сроки выпуска грузов находятся на ежедневном контроле руководства ФТС. Система управления рисками прошла соответствующую донастройку. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, среднее время пропуска «безрисковой» товарной партии уже удалось сократить до пятидесяти двух минут. Приоритетными направлением работы таможенников, в свете последних событий, является создание необходимых условий для кратного увеличения поставок из Китая, Азербайджана, Турции, Ирана и Объединенных Арабских Эмиратов.
3 марта 2022 года

Цветы пересадили с самолетов на автомобили

Несмотря ни на что, импорт свежесрезанных цветов в Россию увеличивается. Так, в частности, начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов сообщил о том, что за первые два месяца нынешнего года на Урал было ввезено 838 тонн цветочной продукции на общую сумму 6,1 миллиона долларов. Для сравнения, в аналогичный период 2021 года показатели были меньше почти на треть – 516 тонн и 3,8 миллиона долларов.

На протяжении многих лет бóльшая часть всех ввозимых цветов перевозилось на Урал самолетами. В этом году традиция была нарушена. Лишь 275 тонн тюльпанов, роз, хризантем, фрезий и гиацинтов прибыла по воздуху, а 563 тонны продукции было доставлено с крупнейшей в мире цветочной биржи в Амстердаме на автомобилях. В условиях турбулентности на логистическом рынке оптовики ищут новых транспортных подрядчиков и меняют привычные схемы поставок. Накануне восьмого марта – главного периода продаж в году – большинство заказчиков предпочло не рисковать, выбрав более долгий, но сравнительно менее рискованный вариант перевозки из недружелюбного Евросоюза.
25 февраля 2022 года
В этот день 25 февраля 2007 года два крупнейших оптовых продавца живых цветов в мире, голландские торговые дома Aalsmeer Flower Auction и FloraHolland пришли к соглашению об объединении. Возникшая в результате слияния компания Koninklijke Coöperatieve Bloemenveiling Royal FloraHolland U.A. владеет четвертым по величине зданием в мире, в котором проходят торги самого известного на планете цветочного аукциона.

Тюльпаномания: как мода создает большой бизнес?

На протяжении трехсот лет Нидерланды являются ведущим поставщиком живых цветов в мире, удерживая, по разным данным, от пятидесяти до шестидесяти процентов глобального рынка. Какую роль в обретении голландцами лидерства сыграл легендарный тюльпановый кризис семнадцатого века?
14 февраля 2022 года

Минтранс планирует протестировать использование беспилотных автомобилей для перевозки грузов между Россией и Китаем

Для трансграничных грузовых автомобильных перевозок между РФ и КНР скоро начнут использовать беспилотники. На заседании комитета Совета Федерации по экономической политике заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев сказал: «В этом году мы планируем провести эксперимент по доставке грузов беспилотным автотранспортом между двумя логистическими складами на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики, применяя упрощенную процедуру прохождения пунктов пропуска».

Если опыт окажется удачным, то мостовой переход через реку Амур с прилегающими путями в районе городов Благовещенск и Хэйхэ может быть включен в стратегическую программу по созданию «беспилотных логистических коридоров», которая была принята в сентябре 2021 года совместно с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» в рамках формирования экспериментальных правовых режимов. Первым российским беспилотным коридором стала трасса М-11 «Нева», на которой уже осуществляются тестовые заезды грузовых дронов.
11 февраля 2022 года

Первый этап реализации Стратегии развития внутреннего водного транспорта провалился

В феврале 2016 года в России была принята Стратегия развития внутреннего водного транспорта (ВВТ), рассчитанная до 2030 года. Стратегией предусмотрен комплекс мер, направленных на качественное изменение состояния внутреннего водного транспорта, на повышение эффективности отрасли и обеспечение роста ее потенциала для реальной конкуренции с наземными видами транспорта. В прошлом году аудиторы Счетной Палаты РФ проводили проверку результатов первого этапа реализации Стратегии и пришли к выводу, что поставленные задачи не выполнены.

За пять лет, прошедших с момента утверждения Стратегии, длина речных путей, пригодных для грузового судоходства, сократилась на двадцать с лишним тысяч километров. Сегодня общий километраж судоходных рек в России составляет менее пятидесяти тысяч километров. Для сравнения, в Советском Союзе было сто сорок шесть тысяч километров речных путей с гарантированными габаритами судового хода, а в Российской Федерации еще в 2004 году этот показатель превышал сто тысяч. Главная проблема – постоянно уменьшающиеся глубины на судоходных фарватерах. Для ее решения необходимо расчищать и углублять дно рек и строить гидроузлы. Чрезмерно низкие темпы именно этих работ, на которые выделено более трехсот миллиардов рублей, и вызвали негативную оценку аудиторов.
8 февраля 2022 года

Объем трафика на российских платных автомагистралях растет впечатляющими темпами

Согласно данным, полученным газетой «Коммерсантъ» от владельцев и операторов коммерческих автомобильных трасс, общее количество проездов по всем платным участкам и дорогам Российской Федерации в минувшем году превысило отмеку в четыреста миллионов. Словом «проезд» обозначается каждое пересечение пункта взимания платы или рамки free flow. Лидером как по абсолютному объему, так и по росту трафика является компания «Автодор». На участках ее дорог в 2021 году было зафиксировано двести тринадцать миллионов проездов автомобилей, что на пятьдесят три процента больше, чем в 2020 году.

Самый большой показатель у трассы М-4 «Дон» – сто двадцать пять миллионов проездов, у ЦКАД – пятьдесят шесть миллионов. На Западном скоростном диаметре, принадлежащем компании «Магистраль Северной столицы», было зафиксировано сто пять миллионов проездов, а на Северном обходе Одинцово, оператором которого является АО «Новое качество дорог», – двадцать три миллиона. При этом на всех без исключения платных трассах растет процент платежей с использованием бесконтактных транспондеров. На ЗСД, к примеру, этот способ оплаты в 2021 году выбрали девяноста два процента водителей.
2 февраля 2022 года

Маневренные локомотивы «РЖД» обзаведутся искусственным интеллектом

В январе этого года успешно завершены испытания комплекса-автопилота Cognitive Rail Pilot, разработанного для маневровых локомотивов совместно компанией Cognitive Pilot и ОАО «Российские железные дороги». CRP – это помощник машиниста. Комплекс основан на технологиях искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Его цель – повышение безопасности движения. CRP обеспечивает распознавание различных объектов на пути следования: железнодорожные пути, сигналы светофоров, положение стрелок, наличие людей и иных препятствий. Кроме того, комплекс оценивает дорожную обстановку и информирует о ней машиниста.

На первом этапе планируется установка комплекса Cognitive Rail Pilot на пятьсот маневровых локомотивов, которые обеспечивают передвижение вагонов по станционным путям, формирование и расформирование грузовых составов, подачу вагонов к грузовым фронтам и на ремонтные пути, а также их перестановку из парка в парк. Следующий шаг – внедрение аналогичного комплекса уже на магистральных локомотивах. Через несколько лет системы на базе искусственного интеллекта смогут полностью заменить машинистов. В отличие от беспилотных автомобилей, беспилотные локомотивы можно внедрять без кардинального реинжиниринга внешней среды и создания новых «умных дорог» с дополнительной инфраструктурой. Поэтому железнодорожный транспорт в России станет полностью беспилотными быстрее, чем автомобильный.
25 января 2022 года

В состав российского флота вошел новый атомный ледокол «Сибирь»

В октябре 2020 года на Северном морском пути приступил к работе первый атомный ледокол проекта 22220 – «Арктика». Сегодня в Мурманске в состав российского флота был торжественно принят еще один атомоход того же проекта – «Сибирь». Длина судна – 173,3 метра, ширина – 34 метра, высота борта – 15,2 метра, мощность – 60 МВт, скорость хода по чистой воде – 22 узла, осадка – изменяемая: 10,5 метра / 9,03 метра, максимальная ледопроходимость – 2,9 метра, водоизмещение – 33 540 тонн, расчетный срок службы – 40 лет, численность экипажа – 54 человека.

Для Севморпути это пополнение является очень своевременным, поскольку количество ледовых проводок постоянно растет. Кроме того, неприятный инцидент в конце прошлого года, когда в арктических льдах застряли сразу восемнадцать судов, по соображениям экономии отказавшихся от ледокольного сопровождения, доказал, что даже при наличии современной группировки метеорологических спутников точность прогнозов погоды и ледовой обстановки в Арктике остается относительной, и наличие мощных ледоколов – единственная гарантия надежности работы перспективного транзитного маршрута. Согласно планам «Росатомфлота», до конца 2026 года должны войти в строй еще три ледокола проекта 22220 – «Урал», «Якутия» и «Чукотка».
15 января 2022 года

Северный широтный ход обретает конкретные очертания

В апрельском послании Федеральному собранию Владимир Путин говорил о необходимости строительства Северного широтного хода – железнодорожной магистрали, которая должна обеспечить эффективное освоение богатейших ресурсов Арктики. Сегодня президент поручил Михаилу Мишустину проработать и представить до 10 мая 2022 года практические предложения по строительству железнодорожной ветки с выходом на берег Баренцева моря в устье реки Индиги в Ненецком автономном округе.

Через три года в районе поселка Индига в Ненецком автономном корпорация AEON начнет строительство нового глубоководного морского порта, способного обрабатывать восемьдесят миллионов тонн грузов в год. Порт будет спроектирован и построен прежде всего для перевалки коксующегося угля, древесины, удобрений и химических продуктов. Объем инвестиций в проект составит около трехсот миллиардов рублей.
12 января 2022 года

В Германии провели первые независимые испытания нового электрогрузовика Volvo FH Electric

Немецкий журналист Ян Бургдорф, работающий в журнале Trucker и специализирующийся на анализе характеристик тяжелого автотранспорта, провел первые независимые испытания электрогрузовика Volvo FH Electric с двигателем мощностью 490 кВт. Маршрут для тестирования был проложен в холмистой местности и включал в себя как автобаны, так и узкие дороги. «Я должен сказать, что по управлению этот грузовик такой же или даже более маневренный, чем дизельный аналог. Водители будут очень удивлены тем, насколько легко им управлять, насколько он тихий и насколько хорошо он реагирует, никаких вибраций» – написал Бургдорф после поездки.

Средняя скорость составила восемьдесят километров в час, а общее потребление энергии оказалось на уровне 1,1 кВтч/км. Загруженный под завязку автомобиль с полной массой сорок тонн сумел проехать на одной зарядке триста сорок пять километров, что на пятнадцать процентов превысило официально заявленный показатель в триста километров. Это значит, что за один рабочий день водители смогут проезжать на этом автомобиле пятьсот километров с короткой подзарядкой, к примеру, во время обеда.
11 января 2022 года

Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Россия за год вырос почти в полтора раза

В 2021 году АО «РЖД Логистика» планировало перевезти по российским железным дорогам восемьсот пятьдесят тысяч контейнеров. Однако спрос на транзит через территорию нашей страны оказался столь велик, что уже в декабре был превышен рекордный показатель в миллион TEU, а всего по итогам двенадцати месяцев поездами «РЖД» было доставлено более миллиона ста тысяч контейнеров. Юбилейный миллионный контейнер со сборным грузом из автокомпонентов, торгового оборудования и других товаров был перевезен из Чунцина (станция Туаньцзецунь, Китай) в Хельсинки (станция Вуосаари, Финляндия) в составе регулярного контейнерного транзитного сервиса Достык — Бусловская.

Генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев в интервью каналу «Россия» отметил: «Нам особенно приятно, что юбилейный контейнер доставлен в рамках развития нашего транзитного сервиса между Китаем и Европой. Усилия холдинга «РЖД» и его дочерних компаний в области развития инфраструктуры, скорости, безопасности железнодорожных перевозок не могут остаться незамеченными со стороны грузоотправителей в условиях трансформации глобальных цепочек поставок. Важно отметить рост качества логистического сервиса в рамках всего «пространства 1520», что помогает российским предприятиям занять достойное место в высшей мировой лиге транспортных компаний».
10 января 2022 года
В этот день 10 января 1863 года состоялось торжественное открытие первой подземной железной дороги в мире – лондонского метрополитена.

Кто придумал дизайн схемы метро, ставший эталоном для всего мира?

Схема линий метрополитена – один из самых узнаваемых объектов дизайна двадцатого века. Почти во всех городах мира, где есть метро, эта схема выглядит одинаково: цветные линии, расположенные на белом фоне и идущие горизонтально, вертикально или под углом в сорок пять градусов, плюс иногда по кругу. Такая схема позволяет легко и быстро находить нужную станцию и мысленно прокладывать маршрут движения. Кто придумал гениальное по своей простоте решение?
22 декабря 2021 года
В этот день 22 декабря 1872 года вышел в свет роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней».

Занимательная логистика

Какая книга является лучшим логистическим романом в истории литературы? В категории «транспортная логистика» на это звание можно было бы номинировать одно из самых известных произведений Жюля Верна – «Вокруг света за 80 дней».
14 декабря 2021 года

Итальянское подразделение Amazon оштрафовано на 1,128 миллиарда евро за лоббирование собственного логистического сервиса

Как и большинство крупных онлайн-ритейлеров современного мира, компания Amazon имеет собственные (дочерние или аффилированные) логистические подразделения в каждой стране, где работает. В Евросоюзе официально ритейл-операторы не могут навязывать услуги собственных служб доставки клиентам, так как это нарушает положения статьи 102 Договора о функционировании Европейского Союза (злоупотребление доминирующим положением). Однако на практике ситуация отличается от идеальной.

К примеру, в Италии партнерам онлайн-сервиса Amazon предлагается логистический сервис от компании Fulfillment by Amazon или FBA. Отказаться от этого предложения довольно трудно, поскольку партнеры-поставщики, которые пользуются услугами сторонних логистических фирм, попадают в поле зрения весьма строгой системы измерения эффективности Amazon, что нередко приводит к блокировке аккаунтов, в то время, как лояльных к FBA партнеров эта система не дискриминирует. Управление по конкуренции и рынку Италии (итальянское антимонопольное ведомство) провело тщательное расследование этих манипуляций и наложило штраф в размере более 1,128 млрд евро на компании Amazon Europe Core, Amazon Services Europe, Amazon, Amazon Italia Services и Amazon Italia Logistica за нарушение норм той самой статьи 102 с формулировкой: за нанесение ущерба конкурирующим операторам логистических служб электронной коммерции.
10 декабря 2021 года

В Германии самолет пошел на таран грузового автомобиля

На этой неделе все немецкие СМИ обсуждают курьезную аварию, случившуюся на мосту Шварцбахтальбрюке недалеко от Пирмазенса (федеральная земля Рейнланд-Пфальц). Легкомоторный четырехместный самолет польского производства PZL-110 Koliber 150 совершал плановый полет из Франции в Нижнюю Саксонию. Сначала всё было штатно, но после пересечения франко-германской границы у летательного аппарата начались перебои в работе двигателя.

Семидесятидвухлетний пилот принял решение совершить аварийную посадку, выбрав для этого широкую автостраду A62. Приземление было успешным. Однако самолет по инерции выкатился на стометровый мост Шварцбахтальбрюке, протаранив идущий навстречу грузовой автомобиль. К счастью, и пилот, и водитель большегруза отделались легким испугом. Впрочем, материальный ущерб от аварии, по данным Главного управления полиции в Пирмазенсе, составил шестьдесят тысяч евро.
8 декабря 2021 года

Севморпуть наращивает обороты

Нынешний год стал рекордным по числу ледокольных проводок по Северному морскому пути. По сравнению с 2020-м их количество в летне-осеннюю навигацию выросло в два раза. Общая валовая вместимость проведенных судов составила два с лишним миллиона тонн. Согласно данным «Атомфлота», в восточном направлении было выполнено шестьдесят две проводки, а в западном – сорок девять. Основным грузом в 2021 году стал железорудный концентрат.

Сегодня на перспективной российской транзитной магистрали работает четыре атомных ледокола. Вчера завершилась проводка в западном направлении каравана из восьми судов с различными характеристиками, которая стала первой подобной операцией в истории эксплуатации Севморпути. Очевидно, что интенсивность морских грузовых перевозок на этом маршруте будет расти, а вместе с ней будут увеличиваться и доходы от транзита.
1 декабря 2021 года

Европарламент всерьез занялся безопасностью парковок для грузовых автомобилей

В прошлом месяце мы писали о том, что исполняющий обязанности министра транспорта Германии, Андреас Шойер опубликовал открытое письмо, предрекающее «катастрофический кадровый дефицит дальнобойщиков» как в ФРГ, так и в Евросоюзе в целом. В начале этой недели обсуждение темы происходило уже в Европарламенте. Одним из результатов стало принятие резолюции по повышению стандартов безопасности на стоянках для грузовиков. Причина столь пристального внимания главного представительного органа ЕС проста – небывалый рост бандитизма на дорогах Европы. Причем бандитизма организованного. По данным Европола ежегодно в Старом свете высокоорганизованные преступные группировки, использующие самые современные технологии, похищают грузовики и перевозимые ими товары на несколько десятков миллионов евро. И с каждым годом размах деятельности банд становится больше. Риск подвергнуться нападению, в свою очередь, делает профессию дальнобойщика всё менее и менее привлекательной.

В резолюции Европарламента говорится: «Поскольку водители, выполняющие международные автоперевозки, проводят много времени вдали от дома и семей, это означает, что безопасная, надежная и хорошо оборудованная парковочная инфраструктура по всему ЕС имеет решающее значение для их физического и психического здоровья». Эксперты британской страховой компании TT Club прокомментировали резолюцию так: «Достижение более безопасной среды для грузоперевозок в Великобритании и Европе, да и во всем мире, будет бесконечной битвой, поскольку воры адаптируют свои методы для эксплуатации более легких мишеней. Однако такие инициативы, как новые стандарты SSTPA, устраняют один из ключевых недостатков системы – вопиющую нехватку безопасных и надежных парковок».
Предыдущая